Мы готовы, просто у нас еще ничего не готово
«Мусорную» реформу, проведение которой предписано федеральным законодательством, обсудили вечером 14 декабря в малом зале Законодательного собрания области депутаты, чиновники, представители управляющих компаний, перевозчики и общественники.
Согласно изменениям законодательства, в Новосибирской области появится единый региональный оператор. Он будет собирать, перерабатывать и захоранивать отходы. Для этого была разработана схема, поделившая область на восемь частей, где в общей сложности предполагается создать 60 полигонов и два мусоросортировочных завода.
Однако пока есть только концессионное соглашение на строительство этих заводов, о которое также сломано немало копий в части обязательной бюджетной компенсации концессионеру. Причем на десятки лет. Впрочем, недавно на заседании регионального правительства спикер Заксобрания Андрей Шимкив и министры регионального правительства договорились оставить компенсацию по концессии лишь формальностью, не обеспечивая и не гарантируя никаких выплат из бюджета в реальности.
Дело в том, что мусор по новому закону становится товаром, расчет за который будет производиться по факту его привоза на место захоронения, или утилизации и переработки. Однако по факту возить его на текущий момент практически некуда. Вокруг Новосибирска, к примеру, действует только один легальный полигон, емкость которого скоро закончится.
Более того, как отметил гендиректор управляющей компании «Спас-Дом» Владимир Булычев, получается, что с 1 января УК должны будут прекратить вывоз мусора, поскольку мусор станет собственностью жителей, площадки с контейнерами — регионального оператора, а обслуживать площадки будут УК. «Мы должны убрать из своих расчетов цифру по вывозу мусора. Но кто его будет тогда вывозить», — спросил Булычев. С постановкой проблемы согласились и представители других управляющих компаний, заметив, что вопросов все еще остается больше, чем ответов.
Министр ЖКХ области Евгений Ким заверил, что работа продолжится по существующей схеме, пока не будет заключен договор с региональным оператором. В министерстве также заявили о существовании неких «негласных договоренностей» с Роспотребнадзором, чтобы работа по вывозу мусора продолжалась бесперебойно до окончания переходного периода.
А вот когда он начнется и закончится, когда будет объявлен конкурс, каким будет тариф в Новосибирском регионе, никто сказать не может. Зато министр сообщил собравшимся о письме в федеральное правительство, в котором сообщается о готовности области перейти на новую схему работы с мусором досрочно.
Такой подход раскритиковал депутат Евгений Гутов: «У нас еще подготовительный период? Наверное, нужно определить его рамки. Нам показали схему. А у нас готовы полигоны? В Барабинском районе, точно могу сказать, нет еще даже площадки. Каков процент готовности всей кампании? Что будет с 1 января? Пока получается так: вот придет региональный оператор, тогда мы вам проясним правила игры».
Евгений Ким сообщил, что сейчас «мы находимся в самой начальной стадии», а переходный период начнется тогда, когда будет отобран региональный оператор. Площадок накопления, отбора, полигонов нет. В бюджет их никто не закладывал, заключил чиновник. Никаких дат он так и не назвал.
А может и о людях подумаем?
Депутат Дмитрий Козловский заметил, что собравшиеся участники круглого стола обсуждают вопросы готовности министерства, управляющих компаний, первозчиков. «Но никто не задается главным вопросом — а люди-то готовы платить?» — отметил парламентарий. По его наблюдениям, все знают, сколько платят за воду, за свет, а вот за мусор — мало кто знает. Поскольку эта сумма является частью статьи о содержании жилья.
«В среднем каждый житель Новосибирской области платит (за вывоз мусора) 50 рублей. Сейчас. Специалисты нам говорят — по 100 нужно платить. А готовы ли люди? Нужно их спросить. А ведь придется платить больше, чтобы исполнить федеральный закон», — заключил Козловкий.
Тему целеполагания «мусорной» реформы развил Геннадий Багрянцев, директор ООО «Огневая технология», компании, занимающейся утилизацией отходов. Он отметил, что речь, увы, идет лишь о реализации некой новой схемы вывоза и захоранивания отходов без изучения технологии их переработки.
«Фактически отходов, сколько было в Новосибирской области, столько и будет. Но никто не говорит об улучшении положения людей, которых мы обслуживаем. Мы же обсуждаем, кто, сколько получит», — отметил он.
По словам Багрянцева, необходимо говорить об уничтожении и обезвреживании отходов, а также об их переработке, а не закапывании в яму. «Разработаны заводы, которые могут обезвреживать (отходы), принимая мусор и выпуская продукцию. Практически без вывоза отходов с завода. Есть возможность получения получить окупаемое производство. А мы говорим о 15% «полезных» отходов с сортировочных заводов, которые пока неясно кто будет перерабатывать. Но при текущем росте массы отходов на 3-5% через 3-5 лет мы вернемся к текущей проблеме, не решив фактически ничего», — заключил Багрянцев.
Остается непонятным, сколько лет потребуется органам власти, да и нам самим для осознания того, что мусор, или то, что мы называем мусором, может быть промышленным сырьем, топливом, и быть может даже приносить прибыль. А вот то, что платить за вывоз бытовых отходов придется больше, как минимум, вдвое вполне себе очевидно уже сейчас. Причем, очень может быть, что суммы платежей вырастут уже в следующем году. Госдума — это вам не горсовет. Эти не передумают.
Павел Быковских
Фото: expert.ru (1), НДН.инфо (2)