«Щелкунчик» — такая оккультная постановка…
«Мы живем в интересное время, когда православные традиции возвращаются в нашу жизнь. Возрождение традиций не означает, что нужно, что-то брать из глубокой древности и предлагать современному жителю. Время прошло, мы уже другие люди. И, конечно, такие традиционные праздники, которые на Руси всегда отмечались, надо их преподнести современному зрителю. Это и попыталась сделать творческая группа. Эта идея общая. Мы с отцом Дмитрием Сальниковым и его матушкой (Ираидой Сальниковой) беседовали, когда праздновали 1000-летие преставления князя Владимира. Думали, что же будет новое. И решили сделать постановку, которую можно было бы показывать каждый год именно в святки, или в день Рождества Христова, на Новый год. Потому что обычно показывают «Щелкунчик». Но там все-таки считается, что это принц-оборотень. Поэтому такая оккультная постановка. Если уж говорить о наших традициях, хотелось бы, чтобы праздник отражал суть Рождества Христова. И просматривалось само евангельское повествование, чтобы это было нарядно и весело. Была елка. Присутствовали дети», — рассказал митрополит перед началом спектакля.
По его мнению, если «опера будет понятна всем и принята зрителем», ее можно будет включать в новогодний репертуар на постоянной основе. «Мы об этом говорили с директором театра. Он согласен. Многое зависит от нас с вами, будет ли продолжать жить эта опера на сцене Новосибирска», — уточнил Тихон.
Скромнее, чем про князя
Опера «Рождество», которую поставили на сцене оперного композитор и супруга священника Ираида Сальникова и арт-холдинг «Святой мир», — уже не первый подобный спектакль, представленный зрителям кехмановского НОВАТа.
В ноябре 2015 г. свет, причем преимущественно одетый в рясу, увидел постановку тех же авторов «Святой Владимир — креститель Руси». Весомой была тогда и доля чиновников, пришли первые лица. Как тогда, так и вечером 11 декабря 2017 г., зал оперного наполнялся исключительно с помощью пригласительных билетов.
Однако на сей раз число священнослужителей было значительно меньшим. Скуднее был представлен и политический бомонд. Корреспондент НДН.инфо рассмотрел среди бродящих по залам оперного перед началом представления лишь экс-председателя регионального Заксобрания Ивана Мороза, да главного единоросса области Валерия Ильенко. Уже в зрительном зале перед спектаклем было объявлено выступление мэра Анатолия Локтя и митрополита Тихона. Тихон выступил, сказав спасибо директору «нашего театра», а вот мэр на сцене он так и не появился. В зале отыскать градоначальника также не удалось.
Когда объявили митрополита и мэра зал почему-то встал, хотя гимн России никто в этот момент не включал. Встал и автор этих строк, в том числе, чтобы все же попытаться отыскать глазами главу города. Но тщетно. Видимо, ошибочка вышла в объявлении.
Беднее оказался и бюджет оперы «Рождество» в сравнении с той же постановкой, посвященной смерти князя Владимира.
«Постановка скромнее предыдущих. Мне, как постановщику, всегда хочется развернуться. Но, к сожалению, мир не стоит на месте и ценник тоже. Мы постарались сделать красивое представление. Нам помогали мастерские оперного театра. Это вообще совместный проект театра и арт-холдинга «Святой мир». Сделали, все что могли, но в существующих рамках», — рассказал НДН.инфо режиссер-постановщик оперы Олег Нудненко.
Цифр он не назвал, отметив, «что это был очень скромный бюджет». Вместе с тем, он заверил, что постановка обошлась без бюджетных вливаний, «исключительно на пожертвования».
На празднование 1000-летие со дня смерти князя Владимира из бюджета Новосибирской области деньги выделялись. Однако точной суммы чиновники так не раскрыли.
Главное же новшество заключается в том, что НОВАТ при «православном еврее» Владимире Кехмане, похоже, окончательно освоил жанр «православной оперы». Или же авторы и лоббисты таких произведений освоили оперный… Впрочем, это не так важно. Главное, речь уже ведется о том, что очередная весьма своеобразная «православная опера», может стать репертуарным спектаклем. И похоже, что помешать этому процессу теократизации академического театра способен только зритель, который может попросту проигнорировать подобное представление.
Павел Быковских
Фото: НДН.инфо