НДН.инфо предлагает вниманию читателей статью «Сладкое завтра» из свежего выпуска газеты «Аргументы неделi»
Сногсшибательная шоколадка
Выпуск дешёвых сладостей – дело невероятно доходное, куда выгоднее иных высокотехнологических предприятий. Чтобы ощутить насколько, вот несколько цифр. В 2016 г. все вместе взятые продажи телевизоров в России едва дотянули до 125 млрд руб., за год разошлось примерно 5,5 млн телеэкранов. При этом одних только самых дешёвых, народных шоколадных батончиков за тот же год продали на 200 с лишним миллиардов. Пресловутых сникерсов в РФ расходится на 20 млрд в год, киндер-сюрпризов – на 40 млрд, шоколадок «Алёнка» и «Бабаевский» – на 15–17 млрд рублей.
Вот она – мягкая сила сладостей. Считается, что в кризис их продажи только растут, потому что сладкое поднимает настроение, помогая держаться. Правда, сейчас по людям так долбануло, что стали экономить и на этом. За два последних года сладости очень сильно подорожали, особенно взрывной рост был по шоколаду, тут некстати ударил мировой кризис на рынке какао. В среднем, по оценкам экспертов, в 2015 г. сладости подорожали на 18%, в 2016-м – ещё на 10%. Народ заглянул в свои худеющие карманы, и в результате впервые за последние 8 лет спрос на сладкое сократился, хотя и несильно – примерно на 3%.
Само собой, покупатели быстро переориентировались на что подешевле. Теперь самая крупная часть сладкого пирога приходится на относительно недорогое печенье в упаковке, на него тратят 22% всех сладких денег. Ещё 12% у развесного печенья. Так что печенье – царь сладкой горы, всего у него треть рынка. Номер два – развесные конфеты с долей 16%. Зато в РФ стали совершенно непопулярны вафли, конфеты в упаковке и шоколадные драже, у них только по 2–3%. Кстати, с конфетами в коробках всё логично, реальный вес там смешной, но цена ломовая, на этом поле накручивают невероятно.
На самом деле внутри России спрос на сладкое упал гораздо сильнее, чем 3%. Скорее на 15–20%. Но тут кондитерам невероятно подфартило на мировых просторах. Благодаря ослабевшему рублю российские печенья и конфеты стали очень привлекательны по цене. Так что экспорт сладкого из РФ в 2016 г. вымахал в несколько раз. Ошеломляющая цифра: в 2016 г. за рубеж продали российских кондитерских изделий на 1 млрд долл. (более 64 млрд рублей). Мы отправили в другие страны ни много ни мало почти полмиллиона тонн сладостей (конкретно – 440 тыс. тонн).
«Традиционно основной покупатель российских кондитерских изделий – Казахстан. Но на остальных местах многое изменилось. Потребителем номер два в 2016 году стал Китай, оттеснивший на третье место Белоруссию. Вообще теперь РФ экспортирует сладости уже в 40 стран мира», – рассказывает директор Центра исследований кондитерского рынка Е. Никитина.
Народу на орехи
Между прочим, в мировом масштабе конфеты и пирожные приносят гораздо больше денег, чем, например, торговля бриллиантами. Судите сами: годовой оборот мировой торговли бриллиантами – 10–12 млрд долларов. Тогда как один только король международного шоколадного рынка – корпорация «Марс» за прошлый год заработала 25 млрд долларов. Её ближайшие конкуренты – компании «Нестле», «Ферреро» и «Крафт Фудс» за счёт сладостей обогатились на 10–15 млрд долларов. Весь мировой рынок сладкого оценивается в 150 млрд долл. в год.
В любом случае в нашей стране в ближайшее время наступления новой волны сладкой жизни ждать не приходится. Прежде всего пока мало надежды на снижение цен. Потому что без импорта тут никуда. Сырьё для шоколада, какао – тут треть мирового производства (1,2 из 4,3 млн т) обеспечивает Кот-д’Ивуар, пятую часть – Индонезия. Российская кондитерская промышленность каждый год закупает 170–190 тыс. т какао-бобов плюс более 800 тыс. т готовой массы какао. Между прочим, за последние 14 лет импорт бобов в Россию вырос в 2,5 раза, массы – аж в девять раз. Показатель наглядный: настолько же в сытые годы вырос спрос на шоколадные сладости.
Бомба хлопнула где не ждали. Вроде и мировой урожай бобов стабильно растёт, с 2000 г. увеличился в 1,5 раза, да и мода на всё здоровое сбивает спрос на сладости. Тем не менее за последние шесть лет цены на какао скакнули ввысь на 180%. Добавим к этому двукратную девальвацию рубля. Вот почему цены на шоколадные плитки за последние два года в среднем поднялись в 1,5–2 раза. Кстати, в будущем миру тоже не грозит наступление эры доступного шоколада. По прогнозу крупнейших поставщиков культуры, к 2020 г. мировой спрос на какао превысит производство на 1 млн т, к 2030-му расхождение достигнет 2 млн тонн. Обычно такие прогнозы – дело рук крупнейших перекупщиков, изо всех сил раздувающих цены.
Второй ценовой удар по сладкому нанесли орехи. Тут дело не в мировом ценовом заговоре, но в санкциях. Россия закупает орехи в 15 странах, завозит около 50 тыс. т в год. Как на грех, более 30 тыс. т из них ранее поставляли страны Евросоюза, ещё 5 тыс. т приезжало из США. Эта страна крупно дотирует производство арахиса, выращивает его больше всех в мире.
С 2013 г. европейские и североамериканские орешки под запретом. Теперь крупнейшими поставщиками стали Азербайджан, отправивший нам 4 тыс. т, и Турция, продавшая 2,5 тыс. т орехов. Это не закрыло дыру, с 2014 г. в среднем стоимость орехов подскочила на 40%, фундук и грецкий орех подорожали гораздо сильнее.
Что в итоге? Похоже, в экономическом плане 2017 г. тоже будет не особо сладкий. Конечно, прекрасно выживут крупнейшие кондитерские комбинаты страны, сосредоточенные в основном в Ленинградской, Владимирской, Кемеровской, Московской и Белгородской областях. Но многим небольшим региональным заводам придётся очень тяжко. Возможно, их окончательно задавят транснациональные корпорации, которые давно и успешно окучивают нашу сладкую поляну. Например, международная компания «Марс» владеет пятью фабриками, выпускают каждую седьмую сладкую плитку в РФ. Швейцарская «Нестле» построила в России семь предприятий, «Крафт Фудс» – три, включая шоколадные фабрики в Покрове и городе Чудове.
Константин Гурдин, «Аргументы неделi»
Фото: muzuz.ru