Недавно на сайте НДН.инфо об этой истории высказался депутат Новосибирского горсовета Вячеслав Илюхин. «Сейчас много атак (информационных) идет на Пыхтина, — заметил Илюхин. — Есть такое понятие: эффективный руководитель. Я был в подведомственных Минсоцразвития учреждениях. Они в идеальном состоянии. Продовольственный запас на восемь месяцев, везде свое подсобное хозяйство, свежие овощи, мясо и т. д. И его, простите, «долбят».
Напомню для тех, кто подзабыл. В ходе этого «долбления» удалось найти два вот таких «признака конфликта интересов» министра. Первый: на пасеке Пыхтина во время отпуска находились несколько сотрудников министерства. Обучались пасечному делу. И это было расценено чуть ли не как принудительные работы. Второй: министр не задекларировал 22 346 рублей дохода от негосударственного пенсионного фонда. Чем, как нетрудно подсчитать, нанес страшный ущерб бюджету по неуплаченному НДФЛ аж в три тысячи рублей.
…Сергея Иосифовича Пыхтина я знаю с 2000 года. С его деятельностью и я, и мои коллеги-журналисты нашего издательского дома знакомы не понаслышке. И потому не только соглашусь с оценкой Вячеслава Илюхина, но и подробней напомню о том, что за 16 лет сделал с новосибирской системой соцразвития министр Пыхтин. А то ведь многие очень быстро забыли, что 16 лет назад ничего не было…
Что представляла из себя социальная защита Новосибирской области к 2000 году, когда ее возглавил Сергей Пыхтин? Никому не интересная, никому не нужная. В убитых учреждениях — разруха и убогость, из еды — гуманитарная помощь, многомесячные невыплаты пособий. Абсолютный кризис.
С приходом Пыхтина, управленца кризисного и жесткого, рушащаяся система соцзащиты была рывком поднята из руин. Сегодня стационарные учреждения соцзащиты — это самодостаточные «города в городе» со своими хозяйствами, со своей техникой, с восьмимесячными запасами продуктов. И о том, как возрождалось каждое из них, можно рассказать немало.
Как Сергей Пыхтин с нуля создавал систему соцзащиты, легко проследить на примере Ояшинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Само название звучит пессимистично, но что поделать, если согласно правовым нормам оно должно быть именно таким. По сути, эта реабилитационная площадка — дом для детей с умственной отсталостью и очень серьезной инвалидностью. Этот дом мало кто посещает, тяжело смотреть детям в глаза. А Пыхтин не просто там бывал многократно — он создал этот дом из ничего.
В 2000 году там было несколько деревянных бараков на березовых подпорках, построенных еще в послевоенные годы, дети — лежачие, с тоненькими ножками, и смрад от испражнений. Увидев такое, Пыхтин дал себе слово изменить этим детям жизнь. И уже в 2003 году открыл первый современный корпус. Во время строительства Сергей Иосифович там практически жил, сам проводил строительные планерки, на матах разговаривал с подрядчиками. Может, тогда за ним закрепилась слава человека резкого на выражения…
В 2005 году Ояш признается международной инновационной реабилитационной площадкой для детей с тяжелыми формами инвалидности. А в 2010-м совершенно ошарашенный Павел Астахов, в первую свою поездку по детским учреждениям страны (а тогда он действительно проверял и шел напролом без концертов и подарков с медалями), дал наивысшую оценку Ояшу как лучшей реабилитационной площадке в стране.
Вряд ли в начале 2000-х, когда Пыхтин начал создавать в учреждениях соцзащиты подсобные хозяйства, он озадачивался социально-трудовой реабилитацией. Надо было просто накормить людей: вкусно, своим и экологически здоровым питанием. Сегодня подсобные хозяйства — у каждого учреждения. Но здесь, в Ояше, пошли дальше.
Свое хозяйство рассматривается в первую очередь как социализирующая среда для воспитанников. Подсобное хозяйство — это растениеводство и животноводство (120 коров и бычков), пасека, пруд и сад. Здесь растят зерно, работают столярная и швейная мастерские. И вот сюда трудоустраивают выпускников, обеспечивая и зарплатой, и жильем. Такая база, с одной стороны, позволяет выходить на самообеспечение экологически чистыми свежими продуктами, а с другой — и более важной — позволяет найти ребятишкам, у каждого из которых определенный диагноз, место в жизни и поверить в себя.
Всего на сегодняшний день в Ояше трудоустроены 19 воспитанников.
Это много или мало? Это судьбы, которые уже не пропадут. 19 судеб ребят, которых научили жить, научили работать, научили зарабатывать свою «денюжку», а значит, строить свой бюджет и нести ответственность. Да, ребят сопровождают специалисты. Но 15 лет назад у детей с такими диагнозами будущего не было, особенно у тех, в кого не поверили родители. Сегодня опыт Ояша доказывает: в ребенка надо верить. И тогда обязательно получится.
Про каждое направление деятельности соцзащиты, которое создавал и развивал Сергей Пыхтин, можно рассказывать столь же подробно, как про Ояш, и даже более. Но это уже будет монография и учебник. Так что вот лишь фрагменты.
В 2010 году Министерству социального развития передали детское оздоровление. Пыхтин лично объехал все детские лагеря инкогнито, засекая время: когда же охрана его на территории обнаружит как постороннего человека. Но уже в 2011-м без паспорта никто на территорию лагерей даже не пытался пройти. Сергей Иосифович всеми правдами выбил деньги и на ремонт лагерей, и на медобеспечение, и на подготовку персонала.
В 2011 году министерству были переданы полномочия по опеке несовершеннолетних и защите их прав. Помню, как после ознакомления с тем, что из себя представляла работа опеки, Пыхтин просто потемнел лицом и не мог найти цензурных слов. Ныне работа всей системы реорганизована.
На сегодня почти 90% новосибирских детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в семьях. При этом область не стала, как другие, оголтело закрывать детские дома и детей по приемным семьям распихивать для отчетности. В Минсоцразвития сохранили максимальное количество площадок, переоборудовали их (причем за спонсорские деньги, привлеченные фондами). И что особо важно — с первого дня перестройка так называемой сиротской системы по решению Пыхтина шла совместно с общественными, экспертными организациями.
2012 год — Крымск затопило, помните? А кто материальную помощь грузил и из Коченево с военных складов отправлял? Не помните? Пыхтин. Больше некому было, никто не был тогда готов реагировать на бедствия. А Сергей Иосифович, он всегда готов был, причем ко всему.
2014 год, когда по стране пошли эшелоны вынужденных переселенцев с Украины. Когда придут поезда, сколько там людей, детей — неизвестно. Куда расселять, как снабжать — непонятно. В этой неразберихе именно Минсоцразвития всех и приняло, и обустроило. Пыхтин сам встречал людей, на вокзале ночевал вместе с сотрудниками. Кто еще из министров на вокзале ночует, потому что его специалисты не спят?
В том же 2014-м впервые отправляли детей в Крым. 653 ребенка. Вроде бы что такого: отправляли же детей на елку в Москву, в «Океан», в «Орленок». Отвечу — не надо сравнивать. Это была большая операция, и, как Пыхтин не раз отмечал, сродни войсковой. Уже никто не помнит, какой кровью, в том числе и политической, дались чартеры. Какие брали на себя риски, отправляя детей в неизвестную инфраструктуру, но дети увидели море, многие — впервые.
И про девочку, Зарянко Викторию, тоже все забыли. Она была в Крыму, в составе тех 653. И внезапно начала умирать, у нее спрогрессировало генетическое заболевание. И вот здесь два варианта. Первый — сделать ничего нельзя. Второй — можно, даже если невозможно, и если ночь. Это Пыхтин всех поднял, за несколько ночных часов все организовал, дозвонился до Астахова, и в Крым полетели лекарства, а потом и девочка полетела в клинику в Питер. И через полгода здоровая вернулась домой.
В начале 2014 года специалисты отделов пособий прикрыли собой область от социального взрыва при переходе от упреждающих к компенсационным выплатам по ЖКУ. Неготовность и несработанность поставщиков услуг, несвоевременные предоставления данных в отделы пособий… Горячая линия, консультирования, сходы, СМИ, встречи с общественниками. Через полгода система заработала как часы. Это была огромная, выматывающая работа. От перегрузки уволилась треть служащих из территориальных органов. Но две трети — остались. В том числе и благодаря тому, что у Сергея Пыхтина, у единственного в России, с 2011-го работает Центр профилактики профессионального выгорания для специалистов, причем туда едут и повара, и санитарки, и руководители учреждений.
Сегодня созданная Сергеем Пыхтиным новосибирская система социального развития — одна из лучших в стране. Это не я утверждаю. Это оценки федеральных властей. Вот только относительно недавние из них:
Июнь 2015 года. На Всероссийском форуме инноваций в Омске Сергею Пыхтину вручается благодарность за подписью председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Август 2015 года. В Сочи зампред Правительства РФ Ольга Голодец вручает губернатору НСО Владимиру Городецкому диплом за разработанную Министерством социального развития области программу по реабилитации детей с инвалидностью. Диплом торжественно передается Сергею Пыхтину (он так и висит у него в кабинете).
Опять Омск, но уже март 2016 года. И опять высокая оценка работы Новосибирской области в привлечении социальных НКО к предоставлению социальных услуг.
И наконец, ноябрь 2016 года. Министр труда РФ Максим Топилин назвал Новосибирскую область в числе четырех регионов, «имеющих лучший региональный опыт по оказанию социальных услуг населению».
…Когда осенью 2016-го Новосибирская область признавалась одной из лучших по оказанию социальных услуг, над Сергеем Пыхтиным — тем, кто сделал ее одной из лучших, — уже полгода вовсю сгущались тучи.
Как именно? Вот несколько цитат из публикаций новосибирской прессы:
Агентство «ЦДЖ»: «Пикеты жалобщиков — немассовые, но заботливо освещаемые рядом СМИ. Заявления в правоохранительные органы — несенсационные, но становящиеся поводом для проверок. А результат проверки, выявившей использование Пыхтиным труда подчиненных на личной пасеке, стал поводом для повсеместных разговоров о скорой неизбежной отставке министра».
«Новая Сибирь»: «Информация о том, что министр социального развития может потерять свой пост, ходит уже давно. Еще в апреле появились публикации на этот счет. Поводом стал пикет, который организовали местные общественники. Его целью значилось: привлечь внимание федеральных властей, губернатора, правоохранительных и надзорных органов к системным проблемам и коррупции в ведомстве Пыхтина… Никого, конечно, особенно не волновала достоверность этих заявлений…
Свою должность Сергей Пыхтин занимает уже практически 16 лет, а тучи начали над ним активно сгущаться лишь сейчас. Логично предположить, что раньше не было повода, а точнее — претендента на его министерство… Складывается ощущение, что человека не просто хотят сместить, а уничтожить деловую репутацию на корню, да так, чтобы никто потом не смог возмутиться, мол, такого хорошего министра в отставку ни за что ни про что отправили. А хорошего за эти годы в вопросах социального развития региона было множество, целая бочка меда, выражаясь фигурально».
«НДН.инфо»: «Обстановка вокруг Пыхтина накалилась до предела. Преследование министра немногочисленная, но упорная группа «активистов» активно ведет в социальных сетях, рассылая запросы в правоохранительные органы. Пока, правда, самым заметным плодом усилий недоброжелателей Сергея Пыхтина стал ответ Прокуратуры НСО, сообщившей о «наличии признаков конфликта интересов в деятельности министра». Конфликт же состоит в том, что на личной пасеке министра были замечены несколько его подчиненных, которых якобы Пыхтин мог привлечь к работе на пасеке.
Пока сложно рассуждать, кто раскачивает стул под одним из самых опытных чиновников областной администрации и для кого готовят его должность. Губернатор на вопрос журналистов — что он думает по этому поводу — ответил:
«Мы примем решение, комиссия у нас есть по рассмотрению конфликта интересов. Элементы предпосылок конфликта интересов есть. Поэтому мы провели свое внутреннее расследование по правильности заполнения деклараций».
Это цитаты из публикаций от июля 2016 года. Сейчас апрель 2017 года. Кампания против Пыхтина продолжается. Вчера в соцсетях был анонсирован очередной пикет «общественников».
…Передо мной две чаши весов. На одной — то, как за 16 лет Сергей Пыхтин сделал новосибирскую систему соцразвития одной из лучших в стране. На другой — «элементы предпосылок конфликта интересов». В виде присутствия сотрудников на личной пасеке Пыхтина. И забытых министром ко внесению в декларацию о доходах 22 346 рублях…
Вот вам, дорогие читатели, эти две чаши, и взвешивайте сами. Да, вы не прокуратура и не комиссия правительства НСО по рассмотрению конфликта интересов. И ваше мнение может и не сохранить министру Сергею Пыхтину его должность. А вот репутацию и честь сохранить может вполне.
Элеонора Соломенникова
Фото: НДН.инфо