«В рабочую группу вошли 28 человек: депутаты Заксобрания, Горсовета, представители правительства области, прокуратуры, общественных организаций. Мы провели пять заседаний. Хотели подвести итоги на четвертом, но не могли найти консенсуса с правительством. Они (чиновники — ред.) упорно просили перенести подведение итогов, затем принесли проект постановления о дополнительном соглашении. Но правки оказались чисто косметическими, ничего принципиально не меняющими: снизили валовой показатель со 121 млрд до 118 млрд рублей и убрали цифры за 2017 г., поскольку уже очевидно, что в этом году запланированное выполнить не удастся», — рассказал Агеенко.
Депутат добавил, что на последнем заседании выступил представитель концессионера. Он просил не делать достоянием широкой общественности эту информацию, иначе на это могут плохо отреагировать московские инвесторы, а проект не получить финансирования.
«Насколько я понимаю, речь может идти о некоем негосударственном пенсионном фонде, где концессионер, возможно, планирует брать, первый, второй, третий миллиард…» — уточнил Агеенко, добавив, что выводы в полном объеме были переданы всем членам рабочей группы, в которую входило 10 депутатов Заксобрания и два депутата Новосибирска. Выводы не являются закрытой информацией и 17 мая их рассмотрит профильный комитет областного парламента. Также к работе подключится бюджетный комитет.
Итак, к чему же пришла рабочая группа.
Новосибирск столько не мусорит!
Прогнозный объем накопления твёрдых коммунальных отходов (ТКО) завышен изначально. По соглашению выходит, что начиная с 2019 г. поставки мусора на комплексы в Верх-Туле и Раздольном, которые со всей инфраструктурой обойдутся инвестору в 6,5 млрд рублей, составят 800 тысяч тонн.
Но, даже, если опираться на официальные документы регионального правительства, оказывается, что этот показатель завышен от 10 до 200 тысяч тонн. «Особенно интересно, что даже в региональной схеме обращения мусора, которая прошла государственную экспертизу и утверждена областным правительством, объемы для двух этих суперполигонов составляют всего 790 тысяч тонн. Выходит, что недогрузка полигонов уже предусмотрена утвержденной схемой?» — отмечает Вадим Агеенко.
Беда в том, что в случае меньших поставок мусора, или же сырья (инвестор ведь вполне может извлекать прибыль из поставленной ему б/у упаковки — ред.), пострадает региональный бюджет. Иными словами, если меньше намусорят, а значит и заплатят за вывоз ТКО сами новосибирцы, недостачу компенсирует бюджет области.
Особенный инвестор
Компенсации концессионеру, который по мере прочтения соглашения с ним, все больше напоминает дельца-капиталиста эпохи колониализма, предусмотрен не только за недопоставку ему сырья, или мусора. В договоре, например, есть добрый набор, от «а» до я», так называемых «особых обстоятельств». К ним, отмечает рабочая группа, оказались отнесены вполне коммерческие риски концессионера. Такие как банкротство субподрядчика, неполучение концессионером каких-либо лицензий или разрешений, «акции протеста населения и иные неблагоприятные для реализации концессионером соглашения события, происходящие не по вине концессионера» и т.д. Прописана компенсация и за досрочное расторжение соглашения.
Тарифы вырастут на 100-200-300%
Заложен в соглашение и взрывной характер роста цен на вывоз и утилизацию ТКО. Так, например, если сегодня захоронение мусора стоит в Новосибирске порядка 45 рублей, будет стоить около 100. Сортировка и обработка, пока повсеместно не включенные в квитанции, подорожают со 102-145 рублей до 350-358 рублей.
«С учётом того, что с 2019 г. захоронение мусора без сортировки будет запрещено, общая плата за размещение ТКО на полигонах «Раздольное» и «Верх-Тула» составит 451-456 рублей/куб м (…) С учётом услуг перевозчиков мусора (перевозка и содержание контейнеров — ред.) — 650-700 рублей/куб м, а с учетом затрат регионального оператора единый тариф на вывоз и захоронение ТКО может составить 750-800 руб./куб. м, что в 2,5–3,0 раза выше сложившихся тарифов», — говорится в выводах рабочей группы.
Что это значит для нас с вами? Если сегодня за вывоз мусора мы платим 2-3 рубля с метра жилой площади — умножьте эту цифру на три и платеж за мусор может получиться больше чем за капремонт.
Да, у новосибирцев уже есть успешный опыт борьбы за отмену 15-20-процентного роста тарифов на воду и тепло. Но и здесь концессионеру постелили соломки. Причем, со всех сторон. Помимо компенсации за акции протеста, предполагаются выплаты и за сдерживание роста тарифа — 37,7 млрд рублей из облбюджета за весь срок действия соглашения. Ведь ограничение индексации тарифа ограничивает и гарантированный концессионеру доход. Таким вот надежным страховщиком согласилась от имени всего региона выступить исполнительная власть.
Технологии? Не, не слышали…
И на все эти астрономический суммы и нагрузки на новосибирцев и бюджет предлагается пойти ради создания двух огромных полигонов, на десятки гектаров, 20 метров в глубину и еще 55 метров в высоту. Причем, ни о каких новых технологиях речи не идет. В соглашении прописано создание мусороСОРТИРОВОЧНЫХ комплексов. Хотя, концессионер вполне может воспользоваться мусором, как сырьем и заработать еще и на этом. В соглашении прописано: всё, что отсортировано из привезенного на полигоны мусора — собственность концессионера, и он ей распоряжается по своему усмотрению.
«Как следует из предлагаемого допсоглашения к концессии, численность сотрудников комплексов предполагается увеличить с 90 до 142 человек. И это высокотехнологичное производство?!» — отметил Агеенко, добавив, что есть технологии химической и биологической переработки и производства газа из мусора, на котором могут работать двигатели мусоровозов. А другая технология — мусоросжигание с последующей выработкой тепловой энергии. Это могло бы хоть как то снизить затраты на содержание самих комплексов и полигонов, выходить на окупаемость. Но отчего-то решено идти иным путем, минующим внедрение современных технологий.
Конечно, сжигание или биологическая переработка мусора это весьма затратные проекты. Где взять на все это деньги? Депутат напомнил, что введен новый экологический сбор, средства от которого должны направляться в регионы как раз на нужды мусоропереработки. «Вот где нужно приложить силы, ум и энергию нашему правительству. Надо стремиться попадать, в том числе и в федеральные проекты», — считает Вадим Агеенко.
Еще одна монополия в сфере ЖКХ
С критикой планов регионального правительства по реализации мусорной концессии выступила также координатор проекта «Поможем реке Издревой» Юлия Колеватова. Она отметила, что фактически предполагается создание монополии в сфере утилизации мусора. Поскольку, после открытия двух полигонов в Раздольном и Верх-Туле, предполагается закрытие и рекультивация всех остальных. Как итог — монополия сроком в 40 лет. Правда, уточнил Агеенко, здесь проблема не только в концессии, но вообще во всей схеме утилизации мусора. Ведь отсортировывать предполагается только 23% от объема, а все остальное закапывать.
Теперь слово за Законодательным собранием, которое в мае продолжит рассмотрение мусорной концессии.
Экологи в свою очередь уже достигли первого результата, поставив в затруднительное положение концессионера. Полигон в Раздольном, как известно, предполагается строить в бассейне реки Издревой, признанной памятником природы. Но помогло не это, а тот факт, что полигон также был помещен внутрь 15-километровой зоны аэродрома завода им. Чкалова, что запрещено федеральными нормами. Сдвинуть его, по словам Колеватовой, будет непросто — кругом дачи новосибирцев и водоохранная зона. Да и потом, другой участок — это другой проект.
Павел Быковских
Фото: НДН.инфо