«Такой защиты бюджета не видели ни в одном регионе»
Господа из «Экологии» и правительства дали пресс-конференцию спустя несколько дней после того, как были обнародованы выводы рабочей группы, созданной региональным Заксобранием с целью детального изучения концессионного соглашения, подписанного между областными чиновниками и концессионером. Рабочая группа пришла к следующим заключениям: гарантии концессионеру завышены, область берет на себя излишние обязательства, тарифы на вывоз мусора вырастут на сотни процентов. А взамен регион получит два огромных полигона с возможностями мусоросортировки. О высоких технологиях в соглашении речи не идет.
Отстаивая проект, способный обеспечить концессионеру безоблачное будущее на 40 лет вперед, представители компании рассказали, откуда возникли завышенные показатели.
«Исходили из того, что в СНИПах закреплена плотность кубометра ТКО 200 кг на кубометр и была статистика относительно новосибирской агломерации — 5 млн кубометров. 5 млн умножили на 200 кг, получилось 1 млн тонн ТКО. 800 тысяч— это заниженный показатель. Запас в 200 тысяч тонн является достаточным и безопасным. Ведь количество населения растет. А значит, растет и количество отходов», — рассказал партнер юридической фирмы «ЛЕКАП», а по совместительству совладелец «Экологии-Новосибирск» Юрий Туктаров.
Он подчеркнул, что цифра 800 тысяч неизменна, «а значит, будет уменьшаться вероятность возникновения бюджетных обязательств». Рабочая группа по итогам своей пятимесячной деятельности пришла к выводу, показатель этот завышен по отношению к любым региональным нормативным документам на 10-200 тысяч кубометров. А это значит, что компенсировать недостачу будет региональный бюджет. Таковы условия контракта.
Впрочем, ясности в этом вопросе нет. По словам руководителя департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Юрия Марченко, сегодня 1,6 млн новосибирцев обслуживают четыре полигона, которые и полигонами-то назвать нельзя, поскольку они были организованы без должной проектной проработки.
«Все они принимают больше 4 млн кубометров отходов ежегодно. Беда в том, что они никогда не вели весовой контроль. Сегодня нет узаконенных нормативов по весу. Нет четких форматов накопления. Поэтому идут дискуссии. Тем не менее, основываясь на фактическом учете и генеральной схеме очистки Новосибирска и Новосибирского района можно согласиться с теми цифрами, что представлены разработчиками проекта. Это реальные показатели», — сообщил чиновник.
Далее. Тариф. Его рост, говорит концессионер, обусловлен инфляцией, в т.ч. на операционные, т.е. повседневные, расходы эксплуататора (компания будет 40 лет пользоваться полигонами, а потом передаст их области в собственность, собственность к тому моменту будет представлять собой десятки гектаров с холмами из мусора высотой до 55 м и еще 20 м в глубину). По данным концессионера, его тарифы на захоронение и сортировку равны рыночным и даже ниже. Рабочая группа говорила о росте в 2-3 раза на первоначальном этапе.
«Это легкомыслие, рассуждать, не проверив внутренности, сказать, что они завышены. Завышены относительно чего? Хлеб стоит 20, нам предлагают 40. Вот это завышено. В нашем случае хотелось бы понять — а что является нормой? Правительство (Новосибирской области) очень тщательно защищало бюджет. Я такой защиты бюджета не видел ни в одном регионе», — сообщил Туктаров.
«Тот мусор, который вы отбираете, является вашим дополнительным заработком? Конечно!»
Туктаров также обратил внимание на налоговый эффект от реализации его фирмой мусорных проектов под Новосибирском. По представленным «Экологией» расчетам следует, что федеральная казна получит 11,9 млрд рублей, областная — 6,9 млрд рублей, местная — 110 млн рублей.
Подбираем губу. Это в расчете на 38 лет. Плюс в бюджет идет 15% от валовой выручки концессионера. Итого по миллиарду налогов в год вывел для региона Туктаров. Логику его расчетов автору прояснить удалось лишь отчасти.
А вот перед «Экологией», помимо гарантированной прибыли на 40 лет с валовым показателем в 118 млрд рублей, открываются новые горизонты. По словам заместителя генерального директора компании Максима Спирина на проектируемых (правда через год после подписания контракта так и не прошедших госэкспертизу — ред.) полигонах предполагается перерабатывать от 25% до 50% полезных вторичных материалов, извлекая почти весь пластик, бумагу, стекло, ветошь. На всем этом можно неплохо заработать.
Притом инвестор, в качестве которого выступает конгломерат негосударственных пенсионных фондов, дает концессионеру длинные деньги на более выгодных, чем коммерческие кредиты условиях. А кроме того компания намерена привлечь миллиард рублей, продав на эту сумму собственные долговые обязательства.
И шары с хищными мордами висят
Обойти проблему экологии в Год экологии компании «Экология-Новосибирск» не удалось. Общественница Юлия Колеватова встретила предпринимателей одиночным пикетом, да и журналисты сосредоточились именно на этой проблеме.
Как стало известно НДН.инфо из официального ответа Сибирского департамента по недропользованию, под участком, где предполагается размещать полигон в Верх-Туле находится подземный водный объект, зарезервированный в качестве источника питьевой воды на случай ЧС.
Комментируя эту информацию, заместитель гендиректора «Экологии» Максим Спирин заявил, что их материалы плюс глинистая почва гарантируют, что вода останется чистой, причем «не на 20-30 лет, а навсегда». Его уверенность Юрий Туктаров объяснил так: «мы (со Спириным — ред.), как отраслевые люди, уважительно относимся к коммунальным отходам, с любовью»…
Не все в порядке с выбором участка у концессионера и в Раздольном. До протестов экологов и дачников предпринимателям по большому счету дела нет. Да и акции протеста прописаны в соглашении как «особые обстоятельства», за которые можно из бюджета области еще и денежку взять. А вот протест Ространснадзора о незаконности размещения полигона ТКО в 15-километровой зоне аэродрома Чкаловского завода проигнорировать не получится.
«С точки зрения законодательства речь идет не только о 15-километровой зоне, у нас 14,6, но и о том, что объект должен способствовать массовому скоплению птиц. Мы сейчас обсуждаем с Росавиацией мероприятия, исключающие критерий массового скопления птиц. У нас есть предварительное заключение о том, что на Гусинобродском полигоне не обнаружено никакого негативного влияния с точки зрения полета опасных птиц, хотя он находится в 4 км от аэродрома. Мы предусматриваем и проектные решения, и мероприятия», — рассказал Туктаров.
Он также поведал, как далеко шагнула «наука отпугивания птиц» и рассказал о конкретной методике:
«Например, есть система — гелевые шары с глазами хищника, которые выстраиваются по периметру полигона. Это также используется в аэропортах».
«Мы отпугиваем птиц, не надо создавать систему отпугивания инвесторов»
Координатор проекта «Поможем реке Издревой» Юлия Колеватова, сославшись на мнение ученых, назвала все эти отпугивающие мероприятия малоэффективными:
«Мы говорим о социальной напряженности в Раздольном. Вы говорите нам про отпугивающие устройства. Недавно была научная конференция, орнитологов в том числе, где говорили, что все эти устройства — малоэффективны».
Она также поинтересовалась, как обстоят дела с подбором альтернативного участка для полигона ТКО, ведь не совсем понятно, как стороны намереваются подавать документы в госэкспертизу, если участок не определен. Чиновники в ответ лишь рассказали о бюрократических процедурах.
Отвечая на критику, Юрий Туктаров заметил: «Вам еще жить, инвестиции надо в регион. Мы вот создаем систему отпугивание птиц, не надо создавать систему отпугивания инвесторов».
О планах и «незначительных суммах»
К чему пришла новосибирская мусорная концессия на текущий момент? Этот вопрос мы адресовали председателю регионального Заксобрания Андрею Шимкиву. Именно от депутатов сейчас во многом зависит, в каком виде будет реализован проект.
«После 9 мая у нас будет организована группа для выезда, чтобы посмотреть конкретные примеры — в Новокузнецке есть заводы, мы пригласим этих концессионеров, которые сегодня уже действующие, у нас появляются и другие, и будет рабочая группа из депутатов и правительства, которые выедут на место, посмотрят, что это такое. Я надеюсь, что по мусорной концессии мы также найдем какой-то компромисс, как и по мосту», — сообщил Шимкив.
Также известно, что 17 мая профильный комитет регионального парламента будет рассматривать выводы рабочей группы о рисках реализации концессионного соглашения.
Нельзя исключать, что соглашение с «Экологией-Новосибирск» может быть расторгнуто. Тогда бюджету области предстоит возмещать, в том числе и фактически понесенные затраты. Ну, скажем инвестиции концессионера на изыскания. На вопрос, о каких суммах идет речь, совладелец компании сообщил, что «о незначительных».
Остается лишь догадываться, незначительных для кого… А возможно и положить на чашу весов эти «незначительные» суммы и числа из соглашения о 40-летней концессии.
Павел Быковских
Фото: НДН.инфо