В принципе, это событие и можно считать отправной точкой, после которого стало ясно, что новосибирцев планируют сдать в сорокагодовое имение заезжим концессионерам.
Идея у приезжих была оглушающе проста. Заставить горожан платить за вывоз мусора дороже, чем раньше, а если они отходят из-под себя недостаточно отходов, то пусть тогда недостающие денюжки новосибирское правительство оплатит концессионерам из областного бюджета. Который, как известно, пополняется из налогов, собранных все с того же народа.
В общем, как ни крути, народ, как обычно, получается в пролете, а заезжие ребята в прибылях.
И вот, как только кулуарно-тайное стало относительно явным, на сцену вышли новоявленные, но уже законные концессионеры со своей правдой, которая, как известно, у каждого своя.
На собранной сразу же вслед за выступлением Агеенко пресс-конференции пред журналистами предстали чиновники новосибирского правительства, уже известные и уже удивлявшие нас.
И новоявленные мусорщики — замдиректора мусорного предприятия «Экология Новосибирск» Максим Спирин и в данном случае означенный почему-то как представитель юридической компании совладелец мусорной фирмы Юрий Туктаров.
Изыскания
Меня, уже вооруженную неким набором знаний о планах мусорщиков и на мой в том числе кошелек, предметно интересовал только один вопрос. А собственно, сколько новосибирское правительство уже должно концессионерам в случае расторжения кабального договора, тихонечко подписанного представителем новосибирского правительства?
«Там сумма небольшая, — заявил Максим Спирин. — Мы только провели изыскания. Ну, сколько там могут стоить изыскания? Есть тут среди вас специалисты по изысканиям?» — обратил он свой вопрос в сторону журналистов.
«Так это же смотря что нужно изыскивать. А так-то мы вполне можем заняться», — ответила ему я. И, собственно, занялась непосредственно изысканиями. Правда, с некоторым запозданием в связи с отъездом в отпуск.
Итак, сегодня я готова познакомить вас с этими изысканиями в отношении Максима Спирина. Руководителя московского предприятия «Компания Экология» и одновременно замдиректора местного ООО «Экология Новосибирск». Предприятия, подписавшего крайне невыгодный новосибирцам договор по утилизации мусора.
Хочу заметить, что изыскивать в наше время информацию проще простого, «Гугл» и «Яндекс» нам в помощь.
Так что я на какое-то время передам слово официальному лицу — Ирине Гуменной, представителю главного Следственного управления СК РФ по Московской области. Итак, что же говорит нам госпожа Гуменная: «Завершено расследование и направлено в суд уголовное дело в отношении 37-летнего Максима Спирина, учредителя и генерального директора фирмы «Эко Технология ЛТД», — сообщила представитель СУ СК РФ по Московской области. — Спирину предъявлено обвинение по статье «Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере». Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до шести лет.
«По версии следствия, Спирин, являясь генеральным директором и единственным учредителем ООО «ЭКО Технология ЛТД», в период с 1 июня 2006 года по 31 декабря 2007 года разработал схему уклонения от уплаты налогов, — рассказала Ирина Гуменная. — Он купил документы и оттиски печатей несуществующих фирм, зарегистрированных на подставных лиц. Затем заключил договор подряда с «Мосводоканалом» — на вывоз с люберецких очистных сооружений обезвоженного остатка сточных вод, причем деньги за эти работы перечислил на счета подставных фирм».
Как установлено в ходе следствия, ООО «Эко Технология ЛТД» должно было возвести в Егановском карьере специальные защитные сооружения, но фактически ничего не построило. Хотя в налоговые органы был направлен пакет документов о том, что все работы проведены и объект принят в эксплуатацию.
«После этого Максим Спирин внес в налоговую отчетность за период с июля 2006 года по октябрь 2007 года данные о строительстве защитных сооружений и на этом основании потребовал и получил налоговый вычет — налога на добавленную стоимость на сумму свыше 21 миллиона 990 тысяч рублей и налога на прибыль на сумму свыше 28 миллионов 949 тысяч рублей», — рассказала Ирина Гуменная. Таким образом, бюджет недополучил без малого 51 миллион рублей».
Итак, в феврале 2011 года расследование было завершено и дело направлено в суд. А потом он, суд, и случился.
Из материалов дела
Итак, а собственно, что конкретно сделал Максим Спирин? Что там наизыскивали в судебном деле?
А делал он следующее. Организовал фирму под названием «Эко Технология ЛТД» (судя по всему, очень ему нравятся экологические названия), став там единственным учредителем и директором. Уставный капитал обозначил скромный — 8 400 рублей. И с этим скромным багажом, но имея на руках выданную Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами, заключил с ОАО «Раменский горно-обогатительный комбинат» и ЗАО ПХ «Чулковское» договоры «О рекультивации земель» и «Проект технической рекультивации Егановского карьера с применением осадка сточных вод». Точнее, четвертой его очереди. А также заключил договор о приеме на платной основе обезвоженного остатка сточных вод с люберецких очистных сооружений «Мосводоканала» (ну, вы понимаете, о чем идет речь).
Однако никаких земельных и строительно-монтажных работ наш Максим Владимирович не производит. Действительно, а зачем? Куда как проще найти пару фирм, зарегистрированных на подставных лиц, и, имея на руках бланки, счета-фактуры и печати фирм-однодневок, ритмично отгружать на их счета деньги за якобы выполненные работы. А заодно «оптимизировать» НДС и налог на прибыль.
Деньги отгружать — дело приятное и незатейливое. Но куда же грузить осадки с «Мосводоканала»? И тут находчивый Максим Владимирович не теряется и, не создав никаких объектов для размещения этих самых осадков, попросту избавляется от них, как сказано в судебном решении, «методом прямой выгрузки». То есть просто вываливает. Ведь он-то подряжался сделать четвертую очередь рекультивации, а кто-то до него сделал три — вот и сойдет. Но как же экология? А вот это не являлось «предметом изучения данного судебного заседания». Ровно как и судьба денег, выведенных Спириным на счета подставных фирм.
Собственно, судили Спирина только за неуплату налогов. Так что судьба денег остается неясной. Впрочем, и условия жизни людей, которым, вероятно, изрядно подпортили среду обитания, вываливая дерьмо прямо на землю.
Впрочем, вернемся к налоговым делам. Уходить от налогов Максим Владимирович взялся бойко и азартно. И таким образом науклонялся на пятьдесят с лишним миллионов.
Безусловно, самый гуманный
А точнее, 50 939 990 рублей и 52 копеечки налогов не заплатил Спирин в государственную казну. ДА, ДА. В тот самый бюджет, из которого нам постоянно не хватает денег на здравоохранение, образование и прочие надобности, без которых народ почти уже приучился обходиться.
Однако ж Максим Владимирович был ловлен за руку и, что в наше время удивительно, судим.
Вину свою он признал полностью. А потому судим был в особом порядке. Без исследования доказательств. А потому для нас ряд вопросов остается невыясненным.
Несмотря на то что в доказательствах суд не особо ковырялся, личность Максима Владимировича он изучил досконально. И выяснил, что, несмотря на то что злодействовал он «в особо крупных размерах», человек он в сущности неплохой. Во-первых, психически здоровый, во-вторых — не наркоман. Имеет постоянную прописку, не бомж какой-нибудь. Не судим ранее, да и экономическое преступление совершил впервые. Да, особо крупное, не мелочился. Но ведь и не рецидивист же! Опять же был директором предприятия, которое уже завершало свою деятельность, значит, больше там ничего не покрадут. Сам он мало того что хронически слаб здоровьем, так еще и имеет больную маму на иждивении. Не садить же такого человека на шесть лет в тюрьму, как это предусматривает закон?
Так что дали Спирину вместо тюрьмы… двести тысяч штрафа. С рассрочкой выплаты. По двадцатке в месяц. Чтоб ненакладно было. Подписочку о невыезде с него сняли. И пошел наш Максим Владимирович с чистой совестью.
В новую жизнь
Да, а куда же пошел Максим Владимирович? Да хоть куда. Ведь суд сделал для него главное — не лишил его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кстати, а какой же деятельностью занимался Максим Владимирович в своей экофирме по выгрузке дерьма на землю одновременно с тыреньем денег? Вы будете долго смеяться, но основным видом деятельности фирмы, единолично учрежденной Спириным, было консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управлению. Казалось бы, при чем тут дерьмо и всяческие рекультивации? Но Максим Владимирович, судя по всему, оказался знатным консультантом и поехал консультировать, как из дерьма сделать конфетку или отлить пулю. Куда? К нам. Увы.
Дальнейшие мои изыскания приводят меня и Спирина в Новосибирск. Всего год спустя после приговора фамилию Спирин я обнаруживаю в составе Рабочей группы по рассмотрению вопроса создания мусороперерабатывающих производств в городе Новосибирске, утвержденной распоряжением мэра от 30 октября 2012 года. Всего через год после приговора. А и правда, куда ж без такого ценного и, главное, опытного специалиста. Правда, там рядом значится еще один «консультант отдела судебной защиты управления судебной защиты» — видимо, на случай непредвиденных обстоятельств с учетом предыдущего опыта.
В составе Рабочей группы Максим Владимирович значился, правда, не как осужденный по уголовному делу за неуплату налогов на полста миллионов рублей. А вовсе даже как генеральный директор ООО «Компания Экология». Коим он стал в 2010 году — аккурат тогда, когда шло следствие о его финансовых свершениях в фирме «Эко Технология ЛТД». И особо умиляет, что вместе с фамилией Спирина в тексте постановления о Рабочей группе значится, что создана оная в том числе и «с целью оптимизации налогообложения». В чем Максим Владимирович к тому моменту был известным специалистом, признанным таковым решением суда.
Ну а далее процесс, как говорится, пошел. От «Компании Экология», руководимой Максимом Спириным, родилась «Экология Новосибирск» — с тем же Спириным уже в виде замдиректора. А уже «Экология Новосибирск» и сумела заключить с правительством Новосибирской области пресловутое концессионное соглашение, условия которого сейчас возмущают и депутатов, и экспертов, и простых новосибирцев, отдаваемых новым русским мусорщикам на сорокалетнее имение.
…О дальнейшем пути Максима Спирина на Сибирской земле, я думаю, мы еще услышим. Циничность и подлость последних времен предполагает, что дальнейший его путь будет обильно усыпан деньгами и мусором. Но а если вдруг кто-то решит, что это не так, то может задаться вопросом: а почему чиновники новосибирского правительства, собираясь работать с этим персонажем, не провели предварительных поверхностных изысканий по данной персоне? Хотя бы набрав его имя в «Яндексе». Неужели только я одна догадалась «пригласить вдову на танец»?
Элеонора Соломенникова
Фото: НДН.инфо