Приказ от 21 июня опубликован на сайте министерства транспорта региона. Четвертый или центральный новосибирский мост стал объектом критики уже больше года назад. Общественность, экспертное сообщество, депутаты города и региона не раз критиковали сам проект переправы, тот факт, что мост предлагается строить «из пробки в пробку», а также стоимость объекта.
Главной претензией была предлагаемая финансовая модель проекта — проезд по мосту мост будет платным, а регион гарантирует концессионеру 91 млрд рублей прибыли. Притом вся недостача, если новосибирцы недостаточно часто будут пользоваться мостом, ляжет на областной дорожный фонд.
Принцип платности и гарантированного бюджетом дохода не меняется. Но прописывается принцип выплаты:
«Совокупный размер расходов концедента (Новосибирской области — ред.) на создание и использование объекта за весь период действия концессионного соглашения, направляемый концессионеру, не должен превышать значение, содержащееся в конкурсном предложении концессионера по критерию «Минимальный гарантированный доход, компенсация за год, в котором возникли основания для ее выплаты, не должна превышать значение минимального гарантированного дохода за этот год».
Также почти вдвое меняется сумма гарантированного дохода — с 91,6 млрд рублей до 47,1 млрд рублей. Речь о поправках шла еще в прошлом году, но документально изменения были закреплены только теперь.
Составлен и график выплат, рассчитанный на 21 год эксплуатации моста. Годовые суммы колеблются от 2,18 до 2,37 млрд рублей, а в последний, 21-й, год прописано 1,5 млрд рублей. Чтобы покрыть эту сумму за счет трафика автомобилей при озвученной ранее цене в 100 рублей за проезд необходимо, чтобы по мосту ежедневно проезжали не менее 60 тысяч автомобилей. Годом ранее озвучивались цифры трафика на новосибирских мостах: около 80 тысяч в сутки на Октябрьском и Димитровском мостах и около 30 тысяч на Бугринском. Прежде гарантированный годовой доход концессионера превышал 4 млрд рублей. Впрочем, тариф еще предстоит определить в концессионном соглашении.
Также прописан график получения предполагаемой суммы капитального гранта, которую региональные рассчитывают получить из федерального бюджета — 26,27 млрд рублей. Выплаты разбиты на четыре года строительства. Причем, первый год предполагается начинать без федеральных денег. Господдержка предполагается только со второго года строительства — 5,3 млрд рублей. Основные суммы из госбюджета ожидаются на третий и четвертый год строительства — свыше 16 млрд рублей.
Ранее предполагалось, что концессионер сразу получит около 8 млрд бюджетных рублей.
Правда, получит ли этот грант регион до сих пор неизвестно. В конце мая региональное правительство сообщило, что комиссия вице-премьера Аркадия Дворковича решила выделить региону свыше 25 млрд рублей на мост. Но вскоре пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина назвала это сообщение «фальстартом», уточнив, что проект моста одобрен в целом, но о выделении средств говорить преждевременно. Депутат Госдумы Вера Ганзя уточнила, что средства в госбюджете на четвертый мост полка не заложены.
Ранее в разговоре с корреспондентом НДН.инфо депутат горсовета Леонид Рыбин отмечал, что на сумму капитального гранта вполне можно было бы построить и бесплатный мост. Во всяком случае в Китае подобное практикуют, отметил он.
Вместе с тем новосибирские чиновники заявили, что не видят препятствий для выбора концессионера. Заявки подали ООО «Северо-Восточная магистраль», ООО «Новосибирская концессионная компания» и ООО «Сибирская концессионная компания». В новой редакции изменен размер банковской гарантии. Вместо 3% от суммы стоимости строительства моста теперь фиксированная цифра — 1 млрд рублей.
Торги пойдут на понижение суммы капитального гранта и суммы минимального гарантированного дохода.
Депутаты прежде не раз выступали против принципа бюджетных гарантий, предлагая риски недополученной прибыли возложить на концессионера. А в схожем случае дорожной концессии в Башкирии федеральные антимонопольщики в московском арбитраже доказали, что подобные схемы с госгарантиями не могут называться концессиями, поскольку являются господрядом. «Мы за концессию, но не надо называть концессией контракт, по которому все финансирование возложено на государство», — заявлял ранее в июне «Ведомостям» глава ведомства Игорь Артемьев.
Павел Быковских
Фото: strp.ru