Пикет против реализации мусорной концессии в Раздольном 2 мая 2017 г.
Год в свисток
Летом прошлого года правительство Новосибирской области подписало концессионное соглашение с ООО «Экология-Новосибирск» о строительстве двух мусоросортировочных комплексов (МСК) в Верх-Туле (с полигоном над водоемом, зарезервированном на случай ЧС) и Раздольном (рядом с памятником природы и дачами новосибирцев). Соглашением была гарантирована поставка на полигон ежегодно 800 тысяч тонн мусора. Вся недостача, согласно договору, компенсируется из облбюджета. И так 40 лет. В договор также фактически был заложен стремительный рост тарифов.
Общественность выступила против полигона ТКО под боком у памятника природы. О незаконности размещения подобного объекта заявили в Ространснадзоре, поскольку он слишком близко расположен к аэродрому Чкаловского завода. Депутатский корпус выступил с критикой экономики проекта и чрезмерных обязательствах, которые взяла на себя область. Пять месяцев рабочая группа анализировала соглашение и готовила поправки к нему. В итоге часть поправок оформили в допсоглашения. В четверг, 10 августа, на заседании рабочей группы по мусорной концессии было объявлено, что 7 и 8 августа допсоглашения были подписаны.
«Правда, нам их так никто и не показал», — рассказал по итогам заседания, о котором не знала даже пресс-служба правительства и губернатора, депутат Заксобрания Вадим Агеенко. Он возглавлял рабочую группу по изменению параметров концессии.
«Да только обсуждать было нечего. Есть письмо ФАС, признавшей допсоглашения безосновательными. Сидели мы на рабочей группе. Вырабатывали решения, поправки. А все ушло в свисток», — сказал депутат.
По его словам, даже в правительстве региона нет единого мнения по поводу письма ФАС. Министр юстиции Наталья Омелехина, по словам Агеенко, говорит, что нельзя подписывать допсоглашения, поскольку ФАС не согласовало, а у других чиновников иное мнение.
В письме ФАС вполне четкая формулировка: «… приято решение об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения, заключенного между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск» 22.07.2016 г.»
Синдром Спирина
Тем временем сибирское управление Росприроднадзора выдало властям Новосибирска предписание прекратить работу по приему отходов на полигон «Гусинобродский». В мэрии заявили, что в случае закрытия свалки, правобережье города ждет коллапс. Предписание Росприроднадзора придало вопросу новый ажиотаж.
Вадим Агеенко напомнил, что согласно подписанной концессии, с 1 сентября 2017 г. МСК «Раздольное» должен уже работать. За IV квартал года он должен обработать 100 тысяч тонн мусора и заработать 272 млн рублей валовой выручки. «Но там нет ни колышка. Даже туалета рабочие не поставили. Вот тебе и концессионер. А ведь уже год прошел», — отметил Агеенко.
По его словам, ведь никто не оспорил соглашение в суде, договор никто не расторгает, а концессионер ничего не делает, не реализует проект. Почему правительство региона при этом бездействует, возмущен Агеенко.
«Соглашение хитро написано. Там нет прямого срока строительства раздельных объектов в Раздольном и Верх-Туле. Есть только срок реализации всего проекта — 33 месяца. Это два МСК, два полигона, две дороги, две подстанции. Но это 2019 г. И там вообще неясно, что будет. Но есть ведь части объекта. Где Раздольное, через месяц должно все заработать. Но сроков отдельно по нему нет, как контролировать?»
Он считает, что и допсоглашения, притом противоречащие, по его словам, друг другу нужны только для одной цели — отодвинуть на год начало реализации проекта. Любопытный факт — на рабочей группе в правительстве не было руководителей концессионера, был только юрист, организации, оказывающей услуги «Экологии-Новосибирск».
Справедливости ради, отметим, что, согласно отчету регионального КСП, кой-какие работы все же были проведены. В частности «проведены инженерные изыскания, получены технические условия на электроснабжение, выполнены работы по прокладке участка кабеля от зоны ТЭЦ-5 по объекту «Строительство мусоросортировочного комплекса с участком для размещения отходов «Полигон Раздольное». Но и только. Притом кабель, говорит Агеенко, до объекта так и не дотянули, только до дороги.
А понимания для напомним о наших «изысканиях в мусорной куче концессионеров». НДН.инфо выяснил, какой у замдиректора «Экологии-Новосибирск» Максима Спирина интересный жизненный опыт. После победы в одном из «экологических» конкурсов в Подмосковье, компания Спирина подписалась принять на платной основе обезвоженный остаток сточных вод с очистных сооружений «Мосводоканала». Но строить никто ничего не стал. Остаток этот попросту вылили «методом прямой выгрузки»… В правительстве Новосибирской области про интересный жизненный опыт Максима Спирина знают. Но отчего-то он их не смущает.
Платить нельзя разорвать
Но что же дальше? Вадим Агеенко рассказал о подготовке к конференции и желании (в который раз — ред.) вынести всю абсурдность происходящего в публичное пространство. «Мы поняли, что в закрытых кабинетах здраво разговаривать с правительством невозможно», — подчеркнул депутат.
Но быть может нужно попросту разорвать это соглашение? Насколько это реально, когда подписавшие его стороны, этого делать не намереваются? Тут есть два пути — по обоюдному согласию. Тогда нужно будет компенсировать концессионеру затраченные им средства и недополученную прибыль, но не более 300 млн рублей, как сказано в соглашении. В апреле озвучивалась сумма затрат в 75 млн рублей. Теперь чиновники и концессионер говорят, что расчетов нет.
Второй путь — признание концессии ничтожной. «Нужно будет найти грамотных юристов, которые будут по ряду позиций оспаривать (концессию — ред.). Нарушен механизм принятия — на (портале электронных торгов) было одно соглашение, а подписали другое. Можно оспаривать размещение МСК, поскольку они находятся в запретных зонах. Значит, соглашение нужно расторгать. Думаю, будем оспаривать в суде», — заключил депутат.
Каковы они, судебные перспективы, сейчас, конечно, сказать очень сложно. Однако для многих все более очевидным становится то, что никакого компромисса здесь быть не может. Или концессия на 40 лет, от которой отдает неоколониализмом. А ведь она не одна такая. Есть еще и четвертый мост. Или мы все ж сумеем найти решение мусорной проблемы более современным способом, осознав, что вторсырье по всему миру уже давно приносит прибыль.
Павел Быковских
Фото: НДН.инфо