Мансарда разногласий
Первая банная концессия в Новосибирске была заключена в 2011 году. Тогда на откуп частнику отошла баня №24 в Калининском районе на ул. Объединения. «После сдачи объекта в эксплуатацию калининцы получили современный, удобный банный комплекс, в котором созданы все условия для комфорта, гигиены и просто отдыха посетителей», — значится в ответе главы департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Александра Люлько председателю комиссии по муниципальной собственности горсовета Сергею Бондаренко.
По большому счету концессионеру досталось убитое наследие прошлого, реконструировать было нечего. Поэтому концессионер оставил лишь наружные стены старого строения, все остальное — новое. Сегодня, по словам начальника управления потребительского рынка, в том числе и банного хозяйства, Виталия Витухина, по муниципальным ценам баня принимает посетителей четыре раза в неделю.
Вторая банная концессия родилась в ноябре 2015 г. Тогда, «имея положительный опыт», был реализован проект передачи концессионеру (ООО «Сандуны Новосибирск») здания бани №8 на Каменской. Эксплуатировать его, по словам Витухина, также было невозможно. Имело место намокание наружных стен, пришли в негодность перекрытия. И для нормального функционирования бани требовался «комплекс работ». Правда, с тем, что «все плохо», не соглашался экс-директор банного хозяйства «Сибирячка» Иван Кравченко. В декабре прошлого года он был уволен по инициативе работодателя.
После реконструкции у бани внепланово появилась мансарда, которая отошла в собственность мэрии. И благодаря этому вливания концессионера в проект вместо 140 миллионов рублей составили почти 260. Как такое получилось, непонятно. Ведь соглашением этого предусмотрено не было. Но, как говорится, что сделано, то сделано. Да только к лучшему ли? Где гарантия, недоумевают депутаты, что концессионер рано или поздно не спросит за перерасход средств с муниципалитета и последнему не придется их изыскивать, дабы покрыть образовавшееся сальдо, а сама концессия не увеличится с 35 до 70 лет?
Пар без разрешения
Тем не менее департамент промышленности в лице начальника Александра Люлько радостно рапортует, что де «в результате реконструкции бань №8… вместо разрушенного здания 1937 года постройки… город приобрел современное, красивое здание с просторными помещениями раздевальных, парильных и моечных отделений, залов для отдыха» и еще целый набор благ цивилизации. Ну просто сказка.
Которая, кстати, заканчивается прямо на пороге отреставрированной бани. Город как раз, быть может, что-то и приобрел, а вот горожанам, в особенности льготникам, в новосибирское царство «Сандунов» дорога попросту заказана. Не совсем конечно, сунуться туда и помыться по 105 рублей за человеко-час как раз можно. Но один раз в неделю и в строго установленное для них — льготных помывок — время: по понедельникам с девяти утра до пяти вечера.
Впрочем, это нарекание на «Сандуны» далеко не единственное. Есть куда более существенные. К примеру, на протяжении нескольких месяцев баня работала, не будучи введенной в эксплуатацию официально. В декабре прошлого года ООО «Сандуны Новосибирск» в выдаче разрешения было отказано из-за неполного набора предоставленных документов. Разрешение же чудным образом, по всей видимости, было получено в году нынешнем, официальное открытие бань состоялось в апреле.
Интересная ситуация: частник получает от управления г-на Витухина баню в самом центре города, делает с ней, что ему вздумается, потом полгода парит людей без разрешения на эксплуатацию, на что наши доблестные чиновники закрывают глаза. Впрочем, последнее, по мнению Госстройнадзора, появилось у «Сандунов» незаконно.
Дело в том, что управление архитектурно-строительной инспекции разрешения на ввод здания целиком выдавать не имело права, считают в ведомстве. Причина — в не доведенных до конца работах по размещению газовой котельной на мансардном этаже и еще ряд мелких недоделок. Иными словами, если бы ввод котельной был выделен в другой этап, тогда вопросов у областного Госстройнадзора бы не возникло. А так — решение на ввод бани в эксплуатацию временно приостановил Центральный районный суд. Но, несмотря на это, г-н Витухин заявляет с трибуны, что на деятельности бани решение суда никак не скажется — она может продолжить работу. Госстройнадзор же намерен добиваться полной остановки деятельности бани до устранения недочетов.
Сначала одну, потом парами
Время и дни льготных помывок никто не обсуждал. И пока концессию с бывшей баней №8 доведенной до ума назвать сложно. Депутаты пишут письма, но получают пространные ответы.
«Мы пишем письма, но внятных ответов на свои вопросы не получаем, — констатирует председатель комиссии по муниципальной собственности Сергей Бондаренко. — Разговор у нас вышел серьезный, и мы попросили более корректно отвечать на наши запросы, чтобы не ставить под сомнение порядочность руководителя управления департамента».
Не разобравшись до конца с одним, в департаменте решили двигаться дальше и в концессию бани отдавать уже не по одной, а группами (чего ж мелочиться-то!). На этот раз бани №23 в Первомайской районе на ул. Вересаева, 2б, и №25 в Калининском районе на ул. 25 лет Октября, 19.
Как пояснил депутат горсовета Новосибирска Дмитрий Дамаев (баня №23 находится на его округе), жители опасаются, что баня попросту прекратит свое существование. Проходимость в том месте низкая, и вряд ли кто захочет вкладываться в ее реконструкцию.
«Эта баня пользуется повышенным у жителей спросом, Владимир Филиппович (Городецкий) туда ходил мыться, очень часто там яблоку негде упасть. Сарафанное радио работает хорошо, мне жители сказали, что баню закроют, она никому не интересна, — рассказывает депутат. — Среди жителей много платежеспособного населения, многие готовы платить, потому что хотят видеть качество. Я крайне сомневаюсь, что туда зайдут «Сандуны», не та проходимость. Но если туда вложить определенную сумму денег — сейчас говорят, не менее 10 млн — я готов посмотреть, какая будет реконструкция, донести до жителей, и, может быть, из убыточных баня превратится в интересный бизнес-проект».
Разговоры о концессиях в Новосибирске в последнее время ведутся часто, а сами концессии еще чаще становятся скандальными. Люди возмущаются, почему отдавая тот или иной объект в частные руки, власти не интересуются их мнением. В какой-то мере слово «концессия» стало в Новосибирске ругательным, и, слыша его, народ тихо ругается матом. Ибо слишком много дебатов вокруг этого слова состоялось и слишком много нервов оно всем повытрепало.
Восстановить городские общественные бани с помощью бизнес-инструментов — дело, вне всяких сомнений, хорошее. Главное, чтобы не выглядело это как разбазаривание общественного имущества. Ведь из муниципального в городе остались лишь транспорт, детские сады, аптеки да учреждения. А общественных пространств, в том числе и бань, с каждым днем становится все меньше. И есть риск, что скоро их не станет совсем.
До сих пор не введены в эксплуатацию бывшие «Федоровские бани», что на Советской, 36. Начальные сроки сдачи — декабрь 2016-го — концессионер сорвал. А потом и вовсе решил продать четыре этажа. Тем не менее департамент Александра Люлько сообщает, что бани откроются в июле 2018-го. Звучит обнадеживающе, только верится с трудом.
Андрей Вержбицкий
Фото: НДН.инфо