Резонансный законопроект о повышении ставок налога на добавленную стоимость был внесен в Госдуму одновременно с пенсионной реформой. Но если изменения пенсионного возраста сразу вызвали бурю негодования по всей стране (несколько протестных акций прошло и в Новосибирске), то недовольства по поводу НДС прошли намного спокойнее. Эксперты объясняют это низкой финансовой грамотностью населения: НДС – налог косвенный, он заложен в магазинных ценниках, а об этом задумываются далеко не все.
Но его «незаметность» играет злую шутку с рядовым потребителем – все опрошенные нами эксперты сошлись во мнении, что с повышением ставок по НДС мы обязательно увидим и повышение цен. Правда, не на все товары.
«Нам не отменили льготную ставку НДС для социально-значимых товаров: хлеб, молоко и другие «социальные» товары будут облагаться 10-процентной ставкой. Но потребитель, который и так сейчас кое-как сводит концы с концами и живет от зарплаты до зарплаты, должен будет понимать, что с 2019 года ему предстоит снижать потребление продуктов, на которые повысится НДС. Это, конечно, не продукты первой необходимости, но, например, копченой колбасы придется есть меньше – из-за повышения налога она подорожает», — говорит Людмила Дуканич, доктор экономических наук, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС.
Из-за повышения цен нас ждет повышение инфляции и, очевидно, изменения потребительского поведения – большинство населения просто не сможет себе позволить серьезные покупки. Но вряд ли из-за этого стоит ожидать всплеска протестной активности:
«НДС – это косвенный налог, а они, как известно, психологически легче переживаются людьми, чем прямые налоги, — продолжает Людмила Владимировна. – Люди, как правило, не задумываются о том, что они платят налог, рассчитываясь на кассе в магазине. Безусловно, повышение ставки налога приведет к повышению цен, а это, в свою очередь, приведет к «разгону» инфляции. Сейчас сложно оценить, насколько серьезными будут последствия – очевидно, ЦБ придумает какие-то меры для сдерживания инфляции. Если же говорить про экономику страны, то в ближайшие пару лет нас действительно ожидает прирост денег в бюджет, но увеличение налогового гнета как таковое в отдаленной перспективе снижает покупательскую способность населения».
Но если Людмила Дуканич осторожна в своих оценках грядущих перемен, то Александр Бурмистров, депутат Совета депутатов Новосибирска, высказывается более категорично:
«Конечно, теперь эти дополнительные два процента в ставке НДС лягут в стоимость товаров, в результате покупательская способность упадет, а инфляция вырастет. Я уже видел аналитику от ведущих экономистов, которые прогнозируют, что с 2019 года цены в магазинах поднимутся минимум на два процента. Что теперь со всем этим делать населению?.. Знаете, один депутат, кажется, в Свердловской области, как-то советовал своим избирателям поменьше есть. Вспомните еще о том, как за последнее время подорожал бензин, и какие перемены ожидают пенсионную систему. Над нами просто издеваются. В данный момент я нахожусь в Ханты-Мансийском автономном округе, где решено дать налоговые льготы нефтяникам на сотни миллиардов рублей. В связи с этим, для меня совершенно ясно, что пополнить бюджет можно и куда более гуманным для населения способом».
По оценке авторов законопроекта, повышение ставки НДС до 20% будет приносить в федеральный бюджет дополнительно по 620 миллиардов рублей в год. Казалось бы, выгода очевидна! Но эксперты предостерегают: вряд ли логика из разряда «чтобы корова давала больше молока – ее нужно больше доить» применима в масштабах государства. Если просто взять и вытащить из карманов граждан 620 миллиардов рублей, то, как ни странно, граждане просто станут беднее на 620 миллиардов рублей.
«Думаю, нас ждет рост примерно на 2 процента, ведь налог повышается именно на столько, – говорит Владимир Баликоев, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ, — Несколько сгладить повышение цены может разве что массовость производства товаров, но его ведь надо еще чем-то обеспечивать, а это непростая задача. По моим оценкам, в 2019 году нам стоит ожидать некоторого разгона инфляции, думаю, она составит 3-4 процента, но это еще не та инфляция, с которой государству нужно срочно что-то делать. Как бороться потребителям с новой реальностью? Да никак! Что вы можете сделать с ценами? Перестать покупать? С этим придется просто смириться. Логика государства тут вполне ясна – повышение НДС, конечно, сразу повышает собираемость налогов. Разумеется, государство от этого получает очевидный выигрыш в денежном выражении. Но вот что касается доверия к финансовым властям, поддержки малого бизнеса, инвестиционного климата… тут уже скорее наоборот».
Насколько точными окажутся прогнозы экспертов, можно будет проверить только с наступлением 2019 года, однако, стоит признать, общий тон их высказываний не внушает оптимизма — остается только готовиться к тому, что жить станет дороже. Впрочем, нам к этому уже не привыкать.
Влад КОМЯКОВ.
Фото: qoon.ru