В неприятную судебную историю попала сибирячка Евгения Инякина. В 2013 году она купила квартиру в доме на ул. Дуси Ковальчук, 258. В квартире у Евгении перенесена стена, отделяющая санузел от кухни, в результате чего получилось, что ее ванная на 0,7 квадратного метра оказалась над кухней соседей. Также в несущей стене был проделан дверной проем. Но для того, чтобы дом в результате не завалился, строители установили специальные усиливающие конструкции.
Парадокс ситуации в том, что все эти работы делали предыдущие владельцы еще в 2000 году, а в 2010 году перепланировку узаконили в Заельцовском районном суде. Более того — квартира была куплена в ипотеку, и у банка не было никаких сомнений в целостности несущих конструкций. Но у ТСЖ, как оказалось, такие сомнения возникли — спустя восемь лет после решения районного суда они добиваются его отмены и серьезно усложняют жизнь новой владелице, ведь теперь получается, что она должна вернуть на место стену из кухни в санузел и заделать дверной проем. За последние полтора года на судебные издержки Евгения потратила уже порядка 100 тысяч рублей, и конца тяжбе пока не видно.
Конфликт на фоне содержания жилья
По словам Инякиной, все эти проблемы начались после того, как она имела неосторожность спросить у председателя ТСЖ о том, на что уходят ее деньги на содержание жилья:
«Я купила эту квартиру в 2013 году и начала спрашивать, из чего складывается стоимость содержания жилья. На что она мне сказала: «Какое у вас образование? Если вы хотите разговаривать со мной в таком ключе, советую вам на своем рабочем столе иметь уголовно-процессуальный и жилищный кодекс».
Что интересно, косвенно версию о конфликте на этой почве подтверждает и сама председатель ТСЖ «Дуси Ковальчук, 258» Елена Мисюк. Разговор с нашим корреспондентом она начала с вопроса:
«Характеристику хотите на нее? Вы знаете, с чего она начала жить в нашем доме? Вся эта ситуация возникла не из-за того, что она так начала жить, я просто хочу охарактеризовать человека. Она купила квартиру в 2013 году, пришла к нам в ТСЖ, и мы с ней минут 40 разговаривали обо всем. Прошло два или три месяца, и на меня поступила жалоба в госжилинспекцию о том, что я якобы не отвечаю на обращения. Я пришла к инспектору — а там лежит лист, в котором нет подписей, даты, отметки о том, что мы это обращение приняли… то есть это анонимка. Я бы и сама уже ушла из правления ТСЖ, но люди упрашивают остаться, за меня голосуют 95—98% жителей. Но появилась в нашем доме Евгения — и началось. Пошли бесконечные проверки — ОБЭП, прокуратура, ГЖИ».
Нестыковки выявил аудит площадей
Как поясняет Мисюк, судебные тяжбы из-за перепланировки начались после того, как ТСЖ для того, чтобы сделать новый техпаспорт на дом, занялось аудитом площадей и обнаружило, что квартира Евгении Инякиной здорово отличается от стандартной.
«Когда мы стали делать аудит площадей, то нашли квартиры, в которых есть явные несовпадения по разным документам, — продолжает председатель ТСЖ. — В том числе и в квартире Евгении. Мы стали сверяться с данными БТИ, которое выдало план дома, и обнаружили расхождения со стандартной планировкой в ее квартире. У нее санузел размещен над кухней. То есть получается, что, простите, кто-то какает, а кто-то борщ варит. Вот вы бы так же на моем месте поступили! На мне как председателе ТСЖ лежит уголовная ответственность: если там завтра что-то завалится, то я буду отвечать. У нас 9-этажный дом, и если все начнут переносить несущие стены, что случится? У меня поджилки трясутся, честно. Если бы она пришла и сказала, что у нее все узаконено, то ничего бы и не случилось. Но она не пришла, и я была убеждена, что все это сделано незаконно. Потому-то и подала в суд. А что мне оставалось делать? Закрыть на это глаза?»
Правда, если верить Инякиной, все было немного не так:
«В декабре 2016 года председатель подала иск о том, что у нас в квартире перепланировка. Я принесла решение о том, что она узаконена — иск забирается. Заельцовский суд в 2010 году изучил техническую сторону дела и пришел к выводу, что жизни и здоровью жильцов ничего не угрожает, но областной суд формально подошел к вопросу и просто отменил решение районного суда. К тому же меня как собственника даже не уведомили о заседании. Квартира была куплена в ипотеку, а значит фактически находится в залоге у банка. Его представителей, конечно, тоже на суд не позвали. Все решили без нас. Я тут же побежала по юристам — все делали круглые глаза и в один голос говорили, что это абсурд, так быть не могло. Председатель пошла дальше и подала на нас новый иск — о принуждении все вернуть в исходный вид. Согласно новому решению, мы обязаны устранить нарушения в части этого проема в несущей стене и вернуть в исходное состояние ванную комнату. Мы подали апелляцию, но облсуд нам отказал. Сейчас юрист сделал запросы во все суды по этому делу, мы собираем все материалы и намерены идти везде и всюду. Ну не могут же все юристы как один утверждать, что так не бывает. Логика и здравый смысл на нашей стороне».
Помещение в нынешнем виде не сохранить
«Все их усилия по обжалованию решения облсуда будут тщетными, его все равно оставят в силе, потому что дело прошло уже две инстанции, — считает юрист ТСЖ Татьяна Берус. — Председатель ТСЖ делает ровно то, что обязана. А как она должна была поступить в этой ситуации? Нужно заранее принимать меры и приводить все в порядок, пока стены не обрушились. Мы просто хотим, чтобы был порядок и нормы права были соблюдены».
По словам юриста, они обратились в областной суд с просьбой отменить решение Заельцовского суда, потому что в первом процессе ТСЖ не было привлечено в качестве третьего лица. Заельцовский суд решил узаконить перепланировку в апреле 2010 года, а ТСЖ было создано за месяц до этого, в марте. Значит, оно уже должно было принимать участие в процессе.
«Мы должны были участвовать в том процессе в 2010 году, но не поучаствовали. Облсуд решил, что мы правы, вот и все. Мог бы назначить повторную экспертизу о техническом состоянии несущих конструкций, но не назначил. Да, перепланировку делали предыдущие владельцы квартиры, но по закону за нее отвечает текущий собственник. Сейчас ясно, что в нынешнем виде помещение не может быть сохранено. В любом другом, если оно будет отвечать всем требованиям, — пожалуйста».
Как рассказала Татьяна Берус, ТСЖ «Дуси Ковальчук, 258» подало еще несколько судебных исков по поводу перепланировок в квартирах. Все они на разной стадии рассмотрения — какие-то собственники узаконили изменившиеся стены, какие-то отказались от тяжбы и вернули планировку в исходное состояние.
«Все это не на пустом месте, — поясняет юрист. — Перепланировки приводят к каким-то последствиям. Например, соседям начинает не хватать отопления, или после того, как где-то заложили вентиляцию, появляется плесень. Все же нормальные люди и понимают, что если они переделали квартиру, то в случае каких-то проблем будут нести ответственность».
«Меня это тоже напрягает»
Корреспондент НДН.инфо попытался помирить враждующие стороны, ведь при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что перепланировка не несет угрозы жизни и здоровью соседей. Но, кажется, в ТСЖ и сами не знают, что им теперь делать с решением облсуда.
— Теперь вы знаете, что планировка была узаконена. Чего вы хотите от Евгении Инякиной?
— Я ничего от нее не хочу, областной суд принял решение отменить решение Заельцовского суда — и все, — отвечает Елена Мисюк, председатель ТСЖ «Дуси Ковальчук, 258».
— То есть вы хотите, чтобы она все вернула в исходное состояние?
— Я ничего не хочу. Я не хочу, чтобы у меня была эта ответственность, вот и все. Человек просто не идет на контакт, кому нужны вот эти дурные принципы, я не знаю! У нас уже не первое такое дело о перепланировке, собственники приходили к нам еще до суда и заключали мировые соглашения. Я же не деспот какой-то.
— Как вы видите выход из этой ситуации?
— Если я иду через двор, ко мне постоянно подходят люди и что-то спрашивают, я никогда никого не «отфутболила», все равно начинаю помогать. Я очень уважительно отношусь к людям в нашем доме. Но сейчас я не знаю, как правильно сделать. Мне эта ситуация тоже совсем ни к чему, меня такое тоже напрягает.
— Но вы готовы с ней помириться?
— А я с ней не ссорилась. Но я сейчас не могу сказать, что нужно сделать, ведь есть решение суда… Но тут, наверное, нужно обезопасить себя какими-то экспертизами.
P.S.:
Судя по всему, до окончания конфликта между руководителем ТСЖ и собственником квартиры еще далеко. Как это часто бывает, сейчас уже вряд ли имеет значение, с чего именно началась вражда. Но мы со своей стороны все же надеемся, что в итоге «крестовый поход» по судам закончится. В конце концов, все участники конфликта живут пусть и в большом, но в одном доме и являются соседями. Так может, все-таки вспомнить заповедь Кота Леопольда и начать жить дружно?
Влад Комяков
Фото предоставлены Евгенией Инякиной