Итак, с 1 января 2019 года в России из великого множества организационно-правовых форм для садоводов остаются только две — садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ), либо огородническое некоммерческое товарищество (ОНТ). Таким образом все современные ДНТ и целый букет разнообразных кооперативов и партнерств будут упразднены. В целом это можно воспринимать только позитивно — государство наконец начало наводить порядок в этой сфере и создавать хоть какую-то систему координат. По прогнозам специалистов, подавляющее большинство наших садоводов выберут для себя форму СНТ: она дает больше «свободы». Дело в том, что, согласно закону №217, на садовом участке можно построить жилой дом, а вот на огородном уже нет.
Наводится порядок и в финансовой стороне жизни садоводческих объединений. С нового года будет только два вида взносов для садоводов — членские и целевые. И все. Никаких вступительных взносов.
«Раньше многие председатели злоупотребляли вступительным взносом, — рассказывает Анатолий Сергеев, юрисконсульт Новосибирского областного союза садоводов. — Вообще, действующий сейчас закон говорит о том, что вступительный взнос нужно направлять на организационные расходы товарищества, а это мелочи. Но многие председатели закладывали в него по 10—15 тысяч рублей. С 1 января таких взносов не будет совсем».
По словам юриста, новый закон о садоводах в целом не приносит особенных сложностей с переоформлением. Главное — садовым товариществам необходимо внести изменения в учредительные документы, где прописать свою организационно-правовую форму: СНТ или ОНТ. По статистике Областного союза садоводов, на данный момент в Новосибирской области все садоводческие объединения оформлены либо как ДНТ (дачное некоммерческое товарищество), либо как СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество), ОНТ хоть и предусмотрено ныне действующим законом, но таких объединений в регионе практически нет.
Если говорить о коттеджных поселках, то тут все немного сложнее — все зависит от того, какой вид использования земли продавали девелоперы. В подавляющем своем большинстве новосибирские коттеджи построены либо на землях для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), либо в дачных некоммерческих товариществах (ДНТ). Кстати, ИЖС в этом смысле несколько «честнее» — это все-таки населенный пункт, а не дача. Так вот для тех, кто купил землю в ИЖС, новый закон ничего не меняет, поскольку касается только дачников. Мы обзвонили несколько коттеджных поселков, которые продавали свои земли в ДНТ — в юридических службах нас заверили, что они либо уже перевелись в СНТ, как того требует новый закон, либо сейчас находятся в процессе изменения учредительных документов. Более того — все они еще и создают ТСН (товарищество собственников недвижимости).
«Дело в том, что, согласно Гражданскому кодексу, до сих пор все садоводческие объединения не относились ни какой форме, — разъясняет Анатолий Сергеев. — Теперь изменения в кодексе определяют нас в ТСН — товарищества собственников недвижимости. Есть, кстати, в этом определенная аналогия с ТСЖ в многоквартирных домах. При внесении изменений в учредительные документы садоводам обязательно нужно делать запись о том, что у них существует ТСН».
Для того чтобы разъяснить все нормы нового закона, в Областном союзе садоводов организовали своеобразные «курсы повышения квалификации» для председателей товариществ — с ноября 2017 по апрель 2018 года здесь каждую неделю проходили тематические занятия, которые посещали по 100—150 человек.
«Еще в процессе обсуждения этого законопроекта мы вносили множество поправок, но, к сожалению, далеко не все в итоге попали в закон, — вспоминает Анатолий Сергеев. — Например, мы просили оставить институт уполномоченных. По действующему пока закону существуют общие собрания членов товарищества и собрания уполномоченных. Представьте себе ситуацию, что в вашем товариществе 1000 членов, а значит, для кворума вам необходимо собрать минимум 501 человека. Это очень много людей, такое собрание очень сложно организовать. С уполномоченными все намного проще — например, от каждой улицы садоводства выбирается свой уполномоченный, можете его старшим улицы назвать. Собрания уполномоченных провести, конечно, намного проще уже хотя бы потому, что их меньше, чем членов товарищества. Но по новому закону их больше не будет».
Описывает новый закон и дальнейшую жизнь так называемых садоводов-индивидуалов, которые пока из-за несовершенства законодательства пользуются инфраструктурой садоводств бесплатно. Садоводы-индивидуалы — это те, кто вышли из товарищества, были исключены из него либо по идейным соображениям даже не собирались в него вступать. Получается, что они не платят членских взносов и не подписывают договоры о пользовании объектами инфраструктуры — то есть ничего не платят, а пользуются всем — и водой, и электричеством, и общими дорогами. Новый закон говорит о том, что все — и те, кто вступили в товарищество, и те, кто не собираются в него вступать, — должны оплачивать расходы, связанные с обслуживанием СНТ или ОНТ.
«К положительным моментам также можно отнести и то, что в закон включена государственная поддержка садоводческих объединений — государство от нас не отворачивается, — считает юрист. — В документе прописаны общие вещи — говорится, что регионы самостоятельно определяют направления для господдержки. В Новосибирской области действует закон о поддержке садоводческих объединений, по которому региональный бюджет помогает нам в выполнении кадастровых работ, постройке объектов электрохозяйства и прочих объектов инфраструктуры».
Но вот на вопрос о том, как новый закон повлияет на жизнь садоводов, эксперты ответить затрудняются — об этом можно будет судить только тогда, когда он начнет действовать. Но логика подсказывает, что на деле мало что изменится — даже финансовые отчетности и ведение бухгалтерских документов для садоводов остаются прежними.
Влад Комяков