Киловатт не выдержит всех их
В начале октября появились сообщения, что вице-премьер Дмитрий Козак одобрил введение в России социальной нормы энергопотребления, а Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС уже разрабатывают проекты документов. То же самое пытались провернуть в 2014 году: каждый россиянин получает определённое количество киловатт-часов (до 300) по базовому тарифу. От 300 до 500 кВт•ч будет применяться повышенный тариф, свыше 500 кВт•ч в месяц – «экономически обоснованный». Размер этих тарифов пока не утверждён, но энергетики явно будут стремиться создать задел для торга.
Вроде бы нынешний рост выглядит более гуманным по сравнению с 2014 г., когда планировали установить социальную норму на уровне от 50 до 190 кВт•ч. Зато сегодня правительство может сократить список «потребителей, приравненных к населению», и отказаться от льгот для селян и квартир с электроплитами. Сильнее всего это ударит по садоводам. На эту категорию власть давно точит зуб. Если в 1990-х вокруг городов росли преимущественно огороды со скромными избушками, то сегодня народ настроил на шести сотках вполне приличные коттеджи с европейскими лужайками и спутниковыми тарелками, где горожане часто живут значительную часть года. Чиновнику «второй дом» кажется предметом роскоши, свидетельством того, что народ зажрался. И его можно и нужно доить путём «исключения из населения», которому электроэнергия положена по более-менее адекватным ценам.
Туго станет и многоквартирным домам, где нет газоснабжения. Их жители вынуждены пользоваться электроплитами: специально для них хотят ввести «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0, 7 до 1. Ну и чтобы из сельской местности активнее валило население, которое платит больше налогов в городах, льготу свинтят и им.
Надо отметить, что в 2014 г. повышения тарифов не случилось, потому что «пилотный проект» в семи регионах принёс не самые лучшие результаты. Например, в Забайкалье в соцнорму уложились только 9% домохозяйств, состоящих из одного человека, в новостройках бизнес-класса с электроплитами 43% семей вышли за её пределы. Губернаторы, получив право вводить соцнорму в своём регионе, почему-то им не пользовались. Как божий день было ясно, что энергетики найдут лазейки для повышения цен всем категориям потребителей, в первую очередь производствам.
Одной из главных целей соцнормы заявлялось сокращение перекрёстного субсидирования: в среднем тарифы для населения в 1, 8 раза ниже экономически обоснованного уровня, разница покрывается повышением цен для промышленности. В 2018 г. правительство выделило на эти цели 89 млрд рублей, а реальные суммы вырисовываются в 4–5 раз выше. Сейчас в отличие от 2014 г. с финансовыми резервами совсем худо, и приходится идти на «политические риски». Почему-то они не кажутся власти серьёзными, хотя в 2015 г. куда меньшее повышение энерготарифов для потребителей вызвало масштабные протесты в Армении. А колоссальные резервы, которые могла бы принести реальная реформа энергетики, даже не обсуждаются всерьёз.
«Национальный позор»
А задуматься надо над сопоставлением двух фактов. Первый: киловатт-час в нашей «великой энергетической державе» и так дороже,чем на Украине, в Казахстане, Белоруссии и даже Италии. Второй: по данным Ростехнадзора, свышетрети всех энергоресурсов в стране безвозвратно теряется или используется неэффективно. Первый очевидно вытекает из второго. Существует масса способов химичить с поставками электроэнергии, а главный принцип в них – общее количество киловатт-часов невозможно поставить на учёт. Если вы загрузили в поезд 10 тракторов, а довезли 5, то всё просто: 5 штук украли по дороге. У энергетиков эта логика не работает, а на потери электроэнергии можно списать миллиарды. Недаром на одного рабочего в канаве приходится 10 управленцев в офисе.
«АН» описывали эволюцию этой системы. При СССР предприятия платили 2 копейки за киловатт-час, а население – 4 копейки. Существовала Единая энергосистема страны, где одни и те же электростанции поочерёдно питали потребителей в разных часовых поясах по мере смены там дня и ночи, что позволяло экономить мощности. Рентабельность системы электроснабжения достигала 15%, что вполне хватало для её воспроизводства и развития. После распада СССР она трансформировалась в естественную монополию – РАО «ЕЭС России», владевшую 72% мощностей и транспортировавшую 96% электроэнергии.
Однако показатели работы РАО под управлением Анатолия Чубайса ежегодно падали. В 2002 г. экономист Андрей Илларионов назвал РАО «ЕЭС» «национальным позором», поскольку всего за 2 года рыночная капитализация компании упала втрое – на 6 млрд долларов. Премьер-министр Виктор Зубков признавал, что РАО «ЕЭС» искусственно завышает тарифы за подключение к сетям предприятий малого бизнеса. А глава Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой был уверен, что тарифы на электроэнергию можно снизить на 30–40% путём улучшения работы компании.
Под видом реформы РАО был осуществлён передел огромного пирога. В результате под контролем государства осталась сетевая, распределительная и диспетчерская деятельность, которая подразумевает лишь расходы. А для частников открывалось эльдорадо – генерирование и сбыт. Генерирующие компании, за исключением «РусГидро» и «Росэнергоатома», были приватизированы всего за два года, хотя у обычного домовладельца уходило до пяти лет, чтобы просто подключиться к столбу в 100 метрах от дома. К 2007 г. в частные руки перешла почти половина электростанций, а год спустя РАО распалось на 23 независимые компании, лишь две из которых были государственными.
Для частников началась лафа. Конечно, приходилось по льготным тарифам обслуживать военных и всевозможные спецобъекты, зато они получали за это «перекрёстное субсидирование» и могли отключать за долги даже «Водоканал». История полна примеров, когда они выдвигали губернаторам на «своей» территории настоящие ультиматумы. И нет ничего удивительного, что главы субъектов сегодня не рады возможному повышению тарифов – пропорционально им увеличивается и влияние энергетиков. В 2002 г., когда Чубайс только начинал реформу РАО «ЕЭС», электричество в Москве стоило 90 копеек за кВт•ч. А в 2018 г. столица платит 5, 38 рубля за тот же киловатт-час – разница и так почти в 6 раз.
Понятно, что сбытовые компании принадлежат неслучайным людям. «АН» рассказывали о ситуации под Петербургом, где владельцы частных домов получали в 2016 г. астрономические счета за электроэнергию, даже если вовсе не жили в этих домах. Оспорить их практически невозможно: якобы кто-то что-то замерял, осматривал счётчик, составлен акт, хотя цифры в нём явно с потолка. Подключение – квест на целый год, если вы не готовы платить взятки за каждый чих. Но управленцы становятся мягче, если вы заключаете договор с фирмой их сыновей или племянников.
Многим памятен разнос, который устроил Владимир Путин в декабре 2011 г. на День энергетика, повлёкший восемь громких отставок уже на следующий день. Нацлидер сказал: «Из всего проверенных 352 человек руководящего состава энергетического комплекса у 169 должностных лиц – практически у каждого второго – выявлена аффилированность с 385 коммерческими организациями, кроме, конечно, тех, где они и так работают. Установлены далеко не единичные случаи, когда энергетические комплексы целых регионов Российской Федерации оказываются подконтрольны просто семейным кланам… Ну совсем оборзели уже! Извините, просто слов нет других…»
Из уст Путина прозвучало много имён и фактов. Государственная «РусГидро» на протяжении нескольких лет предоставляла многомиллиардные займы и покупала беспроцентные векселя некоей офшорной компании, расположенной на Кипре. В Центральном федеральном округе действовала схема по выводу средств энергетики в офшоры – аж 25 млрд рублей перегнали. Каков результат работы над ошибками? В 2015 г. Всемирный банк оценил доступность электроэнергии в мире, и Россия оказалась на 184-м месте из 185 возможных. Хуже дело обстояло только на Мадагаскаре. Сколько времени и денег нужно потратить, чтобы двухэтажный склад на окраине Москвы обрёл электрическую мощность 140 кВт? Оказалось, что придётся выложить 200 тыс. долларов и потратить 281 день. По словам тогдашнего директора российского центра Transparency International Елены Панфиловой, системной законодательной работы по предотвращению подобных ситуаций не проводится, потому что «энергетическое лобби» боится чёткого регулирования как огня.
В результате подлинного наведения порядка рухнули бы тарифы, которые признаются экспертами дутыми чуть ли не наполовину. Подключение частного дома к сетям производилось бы, как в соседней Финляндии, по электронной заявке и стоило бы 100 евро. А оравам детей и племянников энергетиков пришлось бы переквалифицироваться в управдомы.
Вторая сотня
Признаться, первый вопрос: сколько можно? Есть ли вообще хоть какая-то грань, дойдя до которой премьер Дм. Медведев и его соратники осознают, что дальше доить народ, как его «бригада», притом совершенно бесстыдно, – уже нельзя? Что всех давно припёрло и хватит?
Стыдно и горько говорить, но знает ли г-н Дм. Медведев, что в 2018 г. по уровню реальных зарплат РФ скатилась на 141-е место в мире? Реальный доход работающего населения у нас теперь на уровне Турции, Перу и Албании, ниже, чем в Румынии, меньше китайского! Если упадём ещё вдвое по трудовым доходам, что, увы, не исключено с нынешним экономическим курсом, окажемся на самом мировом дне, рядом с Никарагуа, Монголией и Украиной. Даже по всячески приглаженным официальным данным на продукты питания российские семьи в среднем отдают треть доходов. Реально более половины, то есть по факту многие работают практически за еду. Тогда как нормальным мировым уровнем считается 8–10%.
При этом правительству хватает ума заявлять, будто расценки на электричество в России якобы слишком льготные, что народ недоплачивает, потому надо поднимать цены до некоего мирового уровня, с ориентиром на европейские. Для справки: в пересчёте на наши деньги стоимость одного кВт•ч в Бельгии – 18 руб., в Германии – 16, 9 руб., в Британии – девять, в Финляндии восемь. Но там и зарплаты даже не втрое – впятеро-всемеро выше российских. Кроме того, в этих евроценах реальной энергии мало, зато заложена уйма налогов, прежде всего на развитие дико затратной зелёной энергетики, на которой у Евросоюза особый бзик. Потому как надо задирать нос, делая вид, будто Европе скоро станет почти не нужен дешёвый российский газ. Притом все эти пресловутые ветряки страшно убыточны, их содержание перекладывают в цену обычной энергии.
Кнопка самоуничтожения
Если оставить эмоции, взглянем на ситуацию с нормами трезво. Нам говорят, мол, электричество в РФ для народа дешёвое. Стоит сравнить, правда ли? Вот официальные данные Евростата, который вроде не привирает в угоду правительствам в отличие от российских коллег. Если суммировать все страны ЕС, на типичную среднюю месячную зарплату работающий европеец может оплатить 9, 5 тыс. кВт•ч электроэнергии. Этого, мягко скажем, хватит с огромным запасом не то что на месяц – на пару лет. Притом в отдельных странах, что интересно – откровенно северных, доступность энергии для народа куда выше. Скажем, в Исландии зарплаты хватит на 24 тыс. кВт•ч, в Норвегии – на 25, 7 тыс., в Финляндии – на 16, 3 тыс., в Британии – и то на 14, 5 тыс. кВт•ч.
Что в России? В общем, не лучше и не хуже, чем у других. Нашей типичной зарплаты хватает на 10, 8 тыс. кВт.ч. То есть ни о какой реальной дешевизне энергии нет и речи. Мало того, её доступность ниже, чем во многих странах, напрочь лишённых нашей огромной системы АЭС, наших гигантских ГРЭС на великих реках, не говоря про запасы угля, нефти и газа. Такова ситуация даже при текущих тарифах, которые правительство Дм. Медведева объявило страшно заниженными. Вот только если поднять их вдвое, как негласно заложено в плане, по уровню реальной доступности мы двукратно отстанем от Европы, скатимся до самых диких стран Африки. Это в стране со среднегодовой температурой минус 5, 5 градуса (по всей территории). И разницей между среднегодовой летней и зимней температурой в 36 градусов (в Канаде и то 28).
Теперь посмотрим на ситуацию с коммуналкой в целом. Что, в РФ она тоже невероятно дешёвая? Но и это очередная дешевизна крайне лживая. С 2000‑х гг. в РФ шёл лавинообразный рост стоимости услуг ЖКХ. По факту с точки зрения доступности теперь коммуналка в РФ – одна из самых дорогих в мире. По отношению к реальным доходам граждан – возможно, самая дорогая.
Особенно явно это заметно как раз по электроэнергии, цены на которую десятилетиями росли быстрее прочих. Как тут годами выкручивалось государство? Сначала оно нажало на кнопку самоуничтожения грандиозной, уникальной в мировых масштабах системы. То есть объявило приватизацию энергетической отрасли, уничтожив РАО «ЕЭС». Затем сообщило, что нужны многие триллионы на обновление, после чего с огромным запасом государство заложило их в рост тарифов. На деле никакой реформы энергетики и приватизации по факту не было. Вот простые цифры. Когда Чубайс объявил о начале преобразований РАО «ЕЭС», доля государства в этой компании составляла 54%. Спустя несколько лет систему раздробили, сделав якобы частной. Но вот незадача. По состоянию на октябрь 2018 г. прямая доля госсобственности в отрасли вроде опустилась до 36%. Но ещё 18% энергетики принадлежит «Газпрому». Вместе получаются ровно те же 54%.
То есть собственность просто переложили из одного кармана в другой. Зато по дороге скинули с себя все обязательства перед народом. За последние 15 лет тарифы на энергию выросли в 12 раз. Взамен чиновники обещали провести модернизацию отрасли. Но этого не произошло. Как во времена Чубайса, так и сейчас каждую зиму энергетики по всей стране скрещивают пальцы. Надёжность ключевых объектов такова, что электроснабжение города с населением в полмиллиона человек может поставить под удар одна-единственная ошалевшая ворона. Именно так произошло в Улан-Удэ, где, по официальной версии, залетевшая на энергостанцию птица попала между двумя токоведущими частями. И оставила без света жителей 12 районов столицы Бурятии.
Тройной удар
Наконец, о ценах на электроэнергию. Эксперты давнообратили внимание на вопиющую странность – немыслимо высокие темпы, которыми растёт импорт в РФ китайских газовых и дизельных электрогенераторов. В прошлом году таких аппаратов завезли пару сотен тысяч. В нынешнем будет ещё больше. Генераторы, что интересно, в основном везут слабые, но их очень много. По приблизительным подсчётам, общая мощность завезённых только за прошлый год микроэлектростанций составила 4 гигаватта. Ни много ни мало – три Красноярские ГРЭС!
Известна и такая цифра: в РФ более 50 тыс. малых частных электростанций. Их общая мощность – уже почти десятая часть от мощности всех электростанций РФ. Само собой, аналитики задались вопросом: с какой стати страна массово принялась строить энергетические автономные крепости, если есть централизованное снабжение? Тут и наступило просветление. Давно не секрет, электроэнергия в РФ очень дорогая. Стараниями энергетических вампиров при власти, что ни год по любому поводу санкционирующей опережающий рост тарифов, цена электричества в некоторых регионах давно превзошла стоимость киловатта для населения в США.
Иные города скоро обскачут по цене энергии очень дорогую в этом плане Европу. Например, в некоторых районах Подмосковья, Урала и Дальнего Востока с коммерческих организаций дерут более 10 руб. за кВт.ч. Кстати, электростанции часто здесь ни при чём, они отпускают энергию по фиксированной стоимости – 1, 5–2 руб. за кВт•ч. Всё, что дальше, – накрутки посредников и сетей.
Вот почему в РФ настала эпоха частных генераторов. Чем крупнее машина, тем выгоднее затея. Скажем, освещать частный дом разорительно до безумия, работа двигателя на солярке влетит в 2 тыс. руб. в сутки и дороже. Но с ростом размера машин пропорции резко меняются. Вот пример: когда в Воронежской области в 2011 г. тариф для малых предприятий подняли до 4, 3 руб. кВт•ч, тут же началось массовое бегство предпринимателей от централизованных энергосетей. Расчёт прост: даже с учётом техобслуживания собственная генерация на малой газовой электростанции обходится в 1, 5 руб. кВт•ч. В три раза дешевле!
Всё это к тому, что тарифы на электроэнергию для населения уже завышены до безумия, но ещё хуже промышленности. Дальнейший рост не ровён час спровоцирует окончательный распад единой энергосистемы. Что касается предприятий, все, у кого хватит денег, разбегутся по собственным энергетическим углам. Что до населения, тут не исключён взрыв другого плана. Но правительство, как водится, до последнего не замечает проблемы. Увы, на этот раз лицом, санкционирующим рост цен на электричество, стал вице-премьер Дмитрий Козак. До сих пор считался вполне хорошим человеком. Сорвался…
«Аргументы Недели», Денис Терентьев, Константин Гурдин
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!