Еще до начала бурного обсуждения обращения перевозчиков о необходимости поднять тариф на проезд в общественном транспорте зампредседателя профильного комитета заксобрания Сергей Титков и член комитета Валерий Ильенко задали тон предстоящему обсуждению.
Титков отметил, что просивший все органы власти посодействовать в повышении тарифа председатель областной организации профсоюза автотранспорта и дорожного хозяйства Анатолий Немцев отчего-то отказался приходить на заседание транспортного комитета. Хотя его звали. А Ильенко, являющийся также директором МУП «ПАТП-5», предложил насчет Немцева не переживать особенно, поскольку в его организации остался только сам Немцев, бухгалтер и еще два человека — все остальные вышли.
Обещанного три года ждут
За повышение тарифов на проезд в общественном транспорте уже успели высказаться все первые, а также вторые и третьи лица во всех эшелонах власти Новосибирской области. Конечно же, только при условии наведения порядка в отрасли, повышения качества обслуживания и т.д. и т.п. Но вот только какой должна быть новая цена проезда, определиться никак не могут.
Сейчас, как известно, автобусы в Новосибирске возят за 19 рублей. За последнее время называли и 21 рубль, и 39, и даже 59 рублей за одну поездку в общественном транспорте. Но экономически обоснованного тарифа нет, его никто не знает. Даже регулятор.
В чем на заседании транспортного комитета призналась заместитель регионального департамента по тарифам Елена Марунченко. Здесь представленные перевозчиками документы изучают с 2015 г. Силятся разобраться в них, но тщетно. Единственное, в чем уверены, так это в том, что в 2015—2017 гг. «удельные фактические расходы не превышали удельные расходы, предусмотренные в тарифе». Иными словами, существующий тариф регулятор признавал экономически обоснованным. В 2018 г., заметили в департаменте, топливо и запчасти подорожали. Но каков обоснованный тариф, пока не знают. Считают. Последний пакет документов получили 1 сентября этого года. До конца месяца, пообещала Марунченко, экспертиза будет закончена.
Еще 22 старых московских трамвая
А пока регулятор считает, в мэрии Новосибирска рассказывают, как «выживают» муниципальные перевозчики.
«У нас 267 троллейбусов. Средний возраст 20 лет. Износ 90%. Трамваев 139. Средний возраст почти 26 лет. Износ 82,7%. Он был близок к 90%», — рассказал вице-мэр Данияр Сафиуллин. Он напомнил, что в Новосибирске на совместном с белорусами предприятии собирают «обновленные» трамваи по 18 млн рублей за штуку. Еще купили 10 трамваев, списанных ранее в Москве. По 1 млн рублей за штуку. Старых московских трамваев в мэрии планируют заказать еще 22 вагона.
Чиновник также рассказал про закупку автобусов, «оптимизацию» штата, переход на безналичный расчет, сетевую поездку и прочие меры. Но даже при всем при этом, уверяет Сафиуллин, без повышения тарифа проблем отрасли не решить.
«Мы занесли весь пакет документов и ждем решения по тарифу», — заключил он.
«Сегодня солярку уже по 45 рублей предлагают, ждем еще на два-три рубля повышение. Масло подорожало на 50%. Ситуация серьезная. Нам нужно нормально войти в зиму», — вторит ему президент СРО «Транспортный союз Сибири» Валерий Новосёлов.
Вопрос политический
Главная проблема в тарифном вопросе в том, что он стал политическим, считает председатель комиссии по городскому хозяйству новосибирского горсовета Игорь Кудин.
«К сожалению, мы этот вопрос из экономического превратили в политический. Ежегодно идет индексация тарифов на тепловую, электрическую энергию. Все проходит спокойно, когда идет подготовка, информирование жителей (…) Есть такая мечта: из этой процедуры — повышение тарифа (на проезд в общественном транспорте. — Ред.) сделать рутинное мероприятие. Чтобы было спокойно, принимаемо жителями. Чтобы можно было обосновать. И самое главное — чтобы экономика предприятий не трещала по швам, как сейчас, когда они заложники ситуации — примет департамент по тарифам решение или нет. Я поддерживаю повышение тарифа. А дальше нужно выстроить процедуру», — заявил Кудин.
Ну хоть 22 рубля положите
После примерно часа обсуждения председатель транспортного комитета заксобрания Федор Николаев попытался вернуть собравшихся к сути, а вернее, к сумме будущей цены проезда, спросив Сафиуллина — а сколько нужно-то, какой тариф?
«Раз уж мне позволили сказать, — начал Сафиуллин и стал рассказывать сначала о ценах на проезд в Новосибирске, затем в других городах. — Красноярск — 22, Омск — 25, Челябинск — 23, Казань — 25, Нижний Новгород, Екатеринбург — по 28, Санкт-Петербург — 40, Москва — 55».
Федоров еще раз спросил — сколько? Сафиуллин сдался: «Мы очень бы хотели, чтобы нам хотя бы 22 рубля положили. Ну хотя бы 22 рубля».
Депутат Титков тотчас зачитал справку, подписанную, по его словам, Сафиуллиным: «ПАТП-4». Себестоимость перевозки — 39,4 рубля. ГЭТ — 24,27. Метрополитен — 22,21». Он задал вопрос регулятору, насколько эти цифры обоснованы. Но замначальника тарифного департамента была непреклонна и сумму экономически обоснованного тарифа так и не назвала.
Зато привела данные о ценах на проезд в соседних городах. Причем ее данные сильно расходились с данными Сафиуллина. И тогда стало окончательно ясно, что разные органы новосибирской власти изъясняются на разных языках.
Мы куда идем?
Прояснить ситуацию взялся Валерий Ильенко. «Я, может, сейчас скажу такую вещь, которая будет неприятна для всех. Но я против повышения тарифов», — начал депутат. По его словам, отрасль пассажирских перевозок «достигла критической ситуации».
«90% у нас сегодня немуниципальные перевозчики. И на них необходимо обращать внимание. А 60% — уже сегодня износ подвижного состава у немуниципальных перевозчиков, мы такой цифры не достигали за последние 10 лет. Максимум амортизация парка составляла 20%. Мы куда идем? Мы с завтрашнего дня начнем убивать людей, — заявил Ильенко. — Поэтому я обращаюсь к вам. И город, и область заложите в бюджет компенсацию выпадающих доходов. Заложите! Мы тарифы не просим. Но транспортные предприятия мы гробить не разрешим!»
Ильенко также объяснил, почему регулятор так долго считает и никак не может назвать экономически обоснованный тариф:
«Правильно задается вопрос — мы не можем разобраться с кривыми расходами. Загнали перевозчика в темные схемы. Десятилетиями. А сейчас в один момент хотим вынуть и положить на стол. Да не будет такого! И доведем до такого состояния, я повторяюсь, когда мы начнем убивать людей. А эти факты не за горами. Не дай Бог! Тогда сразу и регулятор примет решение о тарифах. И министерство, и министерство финансов. Найдутся деньги, все найдется. Но зачем мы доводим ситуацию до абсурда? (…) В мире нет недотационного пассажирского транспорта. Объясните мне пожалуйста — 39 рублей себестоимость, а мы разговор ведем о 22. А на чем ездить-то собрались?! А прогноз на солярку 60 рублей! 60! В ближайшие два месяца», — заключил Валерий Ильенко.
В итоге депутаты договорились, что до 1 ноября департамент по тарифам таки предоставит свои расчеты и назовет экономически обоснованный тариф. А еще примерно через две недели состоится очередное заседание транспортного комитета. Наступит ли к этому времени ясность — что будет с тарифом на проезд, остается только догадываться. Ясно пока только одно — цена вырастет. И, скорее всего, это произойдет уже в текущем году.
Павел Быковских