Одна из владельцев домов на ул. Большой согласилась рассказать об итогах оценки своей недвижимости только на условиях анонимности. Женщина осталась недовольна предложенной компенсацией, она намерена обратиться с претензией в ГКУ «Мост» и опасается, что публикация может ей навредить.
По словам Татьяны А. (имя изменено), по итогам оценки ей предложили всего 26 тысяч рублей за квадратный метр жилья и порядка 210 тысяч рублей за сотку. Таким образом, за дом в 60 с небольшим квадратных метров и 5 соток земли предлагается почти 3,3 миллиона.
«У меня хороший благоустроенный дом: газ, унитаз, ванна… все сделано современными материалами. Большие хорошие окна, нормальные потолки. Но это вообще никак не учли. Я все понимаю и не прошу баснословных денег, но даже жилье в 60 квадратных метров мне в нашем районе, чтобы внук ходил в ту же школу, за эти деньги не купить. Я сейчас на электричке добираюсь в центр города за 8 минут и не хочу ухудшать свою транспортную доступность. Мне до пенсии осталось пару лет, и я теперь должна перебираться куда-то в «Матрешки» и добираться по 2 часа? Я хочу купить квартиру неподалеку, и мне нужна хотя бы «двушка». Квартиры по 59 квадратных метров в районе улицы Путевой, на другой стороне железнодорожной ветки, стоят по 3,8—3,9 миллиона рублей. То есть мне на нее не хватит денег», — говорит женщина.
Оценщик по каким-то причинам не учел в документах посадки клубники, благоустройство дорожек тротуарной плиткой, второй погреб (который при этом фигурирует на фотографиях, но почему-то не отражен в подсчетах), сарай и т.д. Более того — сейчас Татьяна оплачивает налог на недвижимость из расчета кадастровой стоимости дома в 2,6 млн рублей, но в оценке она почему-то уже 1,7 миллиона.
«Конечно, у нас очень много недовольных такими подсчетами. По сути, довольны только те, у кого большие участки земли и очень ветхие дома — им предлагают хорошие деньги. Вот, например, у моих соседей участок 10 соток, дом в 54 квадратных метра, очень старый и без удобств… им предложили 4 миллиона рублей», — рассказывает Татьяна.
По итогам оценки недвижимости владельцам дается 3 месяца на раздумья, и если они в итоге не согласятся с суммой компенсации, то власти будут обращаться в суд с иском об изъятии земли в пользу государства. Суд будет назначать повторную оценку, и далеко не факт, что она будет предлагать ту же сумму.
Есть дома и за 10 миллионов
По словам Марины Копель, руководителя компании «Квинта-С», которая оценивала дома, попадающие под снос, все подсчеты делались в соответствии с федеральным законом «Об оценочной деятельности» и федеральными стандартами оценки.
«Мы учитываем все, что можно посчитать: надворные постройки, посадки, убытки, которые они понесут в связи с переездом и регистрацией права собственности на новые объекты, услуги риелторов… все. Сравниваем дома с другими, максимально приближенными к ним по площади и наличию коммунальных благ. К сожалению, таков рынок, мы же не можем что-то придумать. Другое дело, когда ожидания людей выше реальности. Кто-то даже отчеты забирать не хочет и не знает, какие суммы получил, но уже недоволен», — рассказывает Марина Копель.
Сотрудники «Квинты-С» обошли уже порядка 30 домов. Оценщик подтверждает слова жильцов о том, что в некоторых случаях сумма компенсации в большей степени зависит от площади земельного участка, чем от состояния дома, однако прямой зависимости суммы от размера земли нет.
«Да, если домик небольшой и старый, то он не будет играть существенной роли в итоговой сумме: в этом случае большее значение будет иметь стоимость земли. Но дома тоже очень разные, какие-то и в 10 миллионов оценены. Все очень «штучно», нельзя это обобщить», — комментирует Марина Копель.
«Я подожгу себя!»
Дом старшего по улице Олега Бегунова попадает под снос, однако он пока не намерен пускать к себе оценщиков, поскольку уверен: адекватных денег ему не предложат. По его мнению, справедливая сумма компенсации должна начинаться от 5 миллионов рублей за участок: за меньшие деньги такой же дом не купишь, а в квартиру съезжать он не намерен.
«Они решили нас кинуть!.. Землю скупают задарма: дают по 2,5—3 миллиона. Куда люди съедут? Что они купят? Еще и говорят внаглую: надо вам — возьмите себе кредиты и покупайте, что хотите! Но я не хочу отсюда уезжать, меня выселяют, почему я должен еще какие-то кредиты брать? Лично мое мнение: квартира — это клетка. Зачем она мне? Мне надо дом, сад, огород… У меня 5 собак, куда я их дену? На балкон? У меня вот не все яблони еще плодоносят, но я в этом году снял с них 40 ведер. Так у меня там еще и абрикосы, и груши… даже мандарины растут!», — говорит Бегунов.
70-летняя соседка старшего по улице живет в половине дома вместе со своим мужем, сыном, дочерью и внуками. Автомагистраль должна будет пройти в аккурат через ее небольшой огород в 3 сотки. Она тоже не намерена впускать в свои владения оценщиков, поскольку переживает, что за предложенные деньги даже на такие же полдома и три сотки рассчитывать не сможет.
«А что они мне насчитают за мои полдома и 3 сотки земли? Надо что-то делать! Я со своих трех соток снимаю по 30 ведер помидоров и 20 ведер огурцов. Я не требую у Городецкого (экс-губернатор НСО. — Прим. ред.) или Травникова (действующий губернатор НСО. — Прим. ред.) большой кусок земли или домище, я прошу хотя бы то же самое… я же живу и живу, ничего не требую. Дайте нам деньги, чтобы приобрести такое же жилье. Что мне дадут? Полтора миллиона? И мы все пойдем в студию? Я никуда не пойду! Вот эту фуфайчонку надену, позвоню на телевидение, залезу на свою сарайку и подожгу себя, если мне столько дадут. Мне некуда идти. У меня уже нервы сдали. Нам говорят: берите ипотеку и покупайте что-то побольше. Мне 70 лет, я живу без долгов, меня выселяют, и я еще должна какой-то кредит на себя оформлять? Они там сдурели, что ли?», — заявляет женщина.
По словам Олега Бегунова, никто из живущих на его улице предложенными суммами не доволен. Они устраивают только тех, кто давно на своих участках не появляется и сдает их в аренду. При этом есть те, кто и рад бы съехать, да никто им этого не предлагает: например, в конце улицы стоят три барака без удобств. Конечно, их жильцы были бы рады перспективе съехать хотя бы куда-нибудь, где есть нормальный туалет. Но бараки не попадают под снос.
А один из частных домов на ул. Большой оказался в резерве у мэрии, но при этом не попал в зону строительства. То есть его владельцы не могут продать свою собственность, но при этом и на компенсацию рассчитывать не приходится. А, между, тем, согласно планам строителей, насыпь будущей магистрали будет уже в 11 метрах от их забора. Какой нормальный человек захочет жить в таких условиях?
Снесут 84 дома
Как нам ответили в ГКУ «Мост», сейчас, согласно концессионному соглашению, областное правительство выполняет работы нулевого этапа — по сути, на улицах Большой и Туннельной подрядчик, ООО «Росстрой», подготавливает площадку для строительства. Это разбивочные работы, снос строений, очистка от зеленых насаждений и перенос коммуникаций.
«Заблаговременно начаты и продолжаются работы по изъятию земельных участков из зоны строительства. Для подготовительных работ этапа 0 осуществлять изъятие земельных участков и снос строений не требуется, работы ведутся на земельных участках, принадлежащих Новосибирской области и городу Новосибирску», — говорится в официальном ответе ГКУ «Мост» на запрос НДН.инфо.
Всего под снос должны попасть 84 частных домовладения, выкупать их будут в течение двух лет. «Поэтому подготовка территории — длительный процесс, который необходимо проводить задолго до начала строительства объекта, — поясняют в «Мосте». — Кроме того, правительством НСО ведутся консультации с «Росавтодором» о финансировании в четвертом квартале 2018 года из федерального бюджета в размере 400 млн рублей для начала строительства мостового перехода».
На днях в Минтрансе заявили о том, что в федеральное правительство вот-вот выделит региону 480 миллионов. Какая часть из них должна будет пойти на выкуп участков, в ведомстве не уточняют.
Влад Комяков
Фото автора