«Тема сельского хозяйства отражена (в Стратегии) недостаточно, — считает Александр Морозов. — Документ прогнозирует еще более стремительное сокращение сельского населения. Хотя притом (наблюдается) рост производства сельскохозяйственной продукции. Мы вширь, или вглубь, или куда?»
Обеспечение продовольственной безопасности — это одна задача, а поддержка сельского образа жизни — другая, чтобы исход из села был «ну хотя бы более-менее плановым, а не таким хаотичным, как сегодня», поясняет депутат.
«Мы робко пытаемся говорить об этом. Мы понимаем, что наших ресурсов, чтобы ситуацию хоть как-то изменить, недостаточно. Но даже в этих ресурсах друг с другом спорим — а что хотим? 4 млрд (рублей) поддержать глобализацию сельхозбизнеса, или тех, кто в центре сельского образа жизни? Убежден, что райцентры должны в этой Стратегии быть выделены. Иначе мимо райцентров все опять в Новосибирск. И будем мы жить в Матрешкиных дворах. Дальше еще какие-нибудь лукошки. Мегаполис на 400 км разовьется. Где корове-то место? Только в «Сибирской Ниве», «Русском поле»?» — заключил Александр Морозов.
После слово взял профильный замгубернатора Александр Дубовицкий. Он рассказал о приоритетах в развитии сельского хозяйства, определенных Стратегией, — поиск и создание новых рынков сбыта, техническое и технологическое переоснащение отрасли, использование новаций и современных технологий.
Прописаны в документе и «экологическая эффективность отрасли», и прочее, прочее. Предполагается, что с помощью новых технологий, селекции удастся «существенно снизить последствия неблагоприятных погодных условий, уменьшить риски падения урожайности».
Он также рассказал о потенциале отрасли, достижениях последних лет. Резюмировав, что «вопрос продовольственной безопасности у нас не стоит».
Однако, признал Дубовицкий, есть в отрасли и большое количество проблем. Одна из важнейших заключается в том, что «равенство развития сельского хозяйства и сельских территорий перестало существовать».
«Эти два направления развиваются самостоятельно. И нам необходимо восстановить ответственность власти на местах за развитие сельского хозяйства», — считает Дубовицкий.
Другой проблемой, по его словам, является концентрация производства сельхозпродукции в рамках Новосибирской агломерации.
«Увеличивается дефицит кадров, доля возрастных руководителей, а кадровый резерв этой категории у нас отсутствует», — обозначил замгубернатора еще одну проблему, добавив, что функционал Министерства сельского хозяйства необходимо расширять до Министерства агропромышленного комплекса.
Есть и еще одна проблема. И она, говорит Дубовицкий, «кроется в области психологии».
«Начиная с детского сада, нашим детям внушают одну искаженную истину — будешь плохо себя вести, останешься в деревне. Будешь плохо учиться — останешься в деревне. Уважительное отношение к людям, живущим и работающим на земле, я считаю главным условием кардинального изменения ситуации на селе», — заключил Александр Дубовицкий.
Вице-спикер регионального Заксобрания Андрей Панферов никогда не слышал, чтобы людей пугали селом:
«Быть может, так действительно говорят, но я ни разу не слышал, что будешь себя плохо вести — останешься на селе. Раньше пугали милицией и армией. А селяне, как правило, являются патриотами своих земель».
Проблема в том, что этот сельский патриотизм хоть и настоящий, но малообеспеченный. А когда школы разваливаются на глазах, нет нормальных дорог, зато есть перспективы не дождаться «скорой помощи»… И в таких условиях можно любить свою малую родину, да только большинство предпочтет испытывать это чувство на расстоянии, уехав в «еще какие-нибудь лукошки».
Павел Быковских