История масштабного производства новогоднего декора началась в СССР после 1935 года. Хотя елочные игрушки, естественно, существовали и до этого. Но изготавливали их зачастую заграничные мастера, а позволить себе могли только люди с ну очень большим достатком. Историки говорят, что стоимость одного стеклянного изделия равнялась нынешним ценам на машину. В обычных семьях в качестве декора использовали все сладости, которые только можно было найти на столе, — конфеты, орехи, пряники, — которые потом съедали.
К тому же украшение хвойного дерева к зимним праздникам считалось европейской традицией. А среди русского народа с еловыми ветками была связана не самая приятная ассоциация: обычно ими устилали дорогу до кладбища, по которой несли гроб с покойником. Поэтому обычай отмечать зимние праздники елкой входил в массы со скрипом.
До революции елка являлась главным символом Рождества и атрибутом религиозных обрядов. При этом в официально атеистическом СССР религиозная пропаганда была строго запрещена, из-за чего елке пришлось кардинально менять статус. Из рождественской она превратилась в новогоднюю советскую, а ее оформление вместо библейских мотивов сводилось к природной либо — и чаще всего — социально-политической тематике.
На макушку советской елки вместо Вифлеемской звезды водружали Кремлевскую, а фигурки ангелов и свечи заменили кедровыми шишками и бумажной цепью. Многие украшения первое время делали из подручных средств: кусочков ваты, нанизанных на ветки и имитирующих снег, фольги, ниток. Позже к ним добавились растяжки, «дождик» и последними — гирлянды. В состоятельных семьях (или со связями в торговле) у подножия деревца обычно стояли мини-копии Деда Мороза и Снегурочки.
В 1930-40-е годы елочные игрушки изготавливали в основном из бумаги, картона и ваты. Игрушки были и стеклянные, но в меньшем количестве и намного дороже. При этом по качеству первые не уступали вторым, служили долго и с окончанием праздников также заворачивались в газеты, складывались в коробки и прятались до следующей зимы.
Ватные игрушки были особенно популярны, но их до сих пор не научились делать фабричным способом: что тогда, что сейчас вату прессуют, облекают в форму и разукрашивают вручную — механический труд по итогу оказался дешевле. А после 1950-х и ручной выпуск таких изделий был постепенно прекращен.
Некоторые мотивы для игрушек оставались неизменными на протяжении всего советского времени — флора, фауна и сказочные персонажи. Овощи и фрукты должны были ассоциироваться с изобилием, звери и герои сказок — отсылать к народной традиции. В остальном декор претерпел большие изменения.
Украшения последующих десятилетий отражали самые важные исторические события. Новый год продолжали отмечать даже в период ВОВ, но страх, нужда и голод отложили заметный отпечаток на праздник. Материалов для игрушек не было от слова совсем — оставшиеся предприятия работали только на нужды фронта. В ход шли отходы производства: проволока, фольга, металлическая стружка и даже стреляные гильзы. Из них маленькие артели создавали снежинки, корабли, парашюты, дирижабли, пятиконечные красные звезды, фигурки солдат — выглядели они простовато, но для людей ассоциировались с мирной жизнью и внушали надежду на победу.
После окончания войны, уже при прозванном в народе «кукурузником» Никите Хрущеве, стиль игрушек перешел к сельскохозяйственной тематике. На ветках весели стеклянные початки кукурузы, снопы пшеницы, медведи, зайцы и белочки. Изделия стали дешевле и доступнее, но при том более однообразными — в процессе изготовления производители упрощали дизайн, делая ставку на количество, а не на качество.
Игрушки 1960-70-х были посвящены первому полету человека в космос. А поскольку этот человек был советским гражданином, то сразу стал национальным героем. Звезда на макушке елки уступила место пике, оформленной в виде взлетающей ракеты. В дополнение к ней шли игрушечные космические корабли и миниатюрные космонавты.
Параллельно на полках появлялись елочные игрушки, отсылавшие к сюжетам и персонажам массовой культуры. В начале 1940-х это были акробаты, клоуны и дрессированные животные из популярного кинофильма «Цирк». В 1950-х их сменили герои сказок Пушкина, «Доктор Айболит», «Чиполлино», «Волшебная лампа Алладина», «Серая шейка» и «Каменный цветок».
Начало второй половины столетия отметилось выходом культового фильма «Карнавальная ночь», который до сих пор крутят в эфире в канун Нового года. В честь него были выпущены игрушки часов, показывающих без пяти минут полночь. А рядом с ними обычно соседствовал главный символ Олимпиады-1980 — олимпийский мишка.
Сначала такое разнообразие елочного декора нужно было не столько для красоты, сколько для маскировки. До 1960-х в СССР не было искусственных елок, а настоящие нередко привозились на базары в уже потрепанном виде, который нужно было как-то прикрывать. Для советских граждан даже выпускали инструкцию по новогоднему оформлению дерева. Особо важной миссией была установка лесной красавицы: чтобы елка устояла на месте все праздники, ее нужно было вбить в деревянную крестообразную конструкцию или поставить в ведро с песком.
Вид снизу получался не очень приглядный, поэтому у основания елку прикрывали белым полотном или ватой, которая, кажется, была универсальным средством для всех случаев. Но главную проблему ни один из способов не решал: ветки постоянно осыпались, а иголки разносились по всей квартире и утопали в ковре.
Современное новогоднее оформление лишилось всякого политического подтекста и все больше тяготеет к минимализму. Большинство советских игрушек стали жертвой времени, остатки пылятся на антресолях или в частных коллекциях.
Все елочные игрушки с фотографий находятся в новогодней экспозиции Музея на набережной в Новосибирске.
Кира Данилова