В Новосибирске за последние пять лет количество отловленных бездомных животных по обращениям жителей сократилось почти в четыре раза. В городе эти работы выполняет Новосибирский центр по проблемам домашних животных (НЦПДЖ). Так, в 2018 году было отловлено 2063 животных, из которых 1610 — собаки, а 453 — кошки, следует из данных департамента энергетики и ЖКХ города. В следующие два года показатели сокращались вдвое. В 2019 году было отловлено 1193 (796 собак и 397 кошек), в 2020 году — 804 (750 собак и 54 кошек). За 2021 год в целом было отловлено 638 животных (588 собак и 50 кошек). За последние 11 месяцев этого года — 562 (513 собак и 49 кошек).
Животным без владельцев в регистрации отказано
Интересно, что финансирование центра из городского бюджета при этом менялось не столь резко, а в этом году будет самым большим за последние пять лет. Так, в 2018 году объем составил 31,3 млн рублей, в 2019 году — 29,2 млн рублей, в 2020 году — 29,6 млн рублей, в 2021 году — 29,2 млн рублей. Планируемый объем расходования бюджетных ассигнований в 2022 году составляет 38,4 млн рублей.
Если сравнивать показатели отлова животных в последние два года, числа наиболее близки друг другу. Но говорит ли это все о стабилизации проблемы?
Как уточнили НДН.инфо в департаменте энергетики, сама численность животных (кошек и собак) без владельцев не регистрируется. Сколько бродячих псов бегает по улицам города, неизвестно. Больше того — сейчас на уровне города и региона отсутствуют нормы по содержанию животных. Нет учета и идентификации.
Отловленные центром животные проходят обязательные медицинские процедуры. «Все животные подвергаются ветеринарному освидетельствованию на состояние здоровья, проходят карантин в течение 10 суток в Центре по адресу: г. Новосибирск, ул. Иванова, 49а, вакцинируются от заболевания бешенством. Для стерилизации и чипирования отловленные животные транспортируется в изолятор, расположенный по адресу: ул. Профилактическая, 73/1. Животные с признаками заболевания бешенством, в соответствии с ветеринарными требованиями передаются в подразделения управления ветеринарии города Новосибирска», — рассказали в департаменте.
До 2020 года в законодательстве большинства регионов РФ не было запрета на эвтаназию отловленных бездомных животных, что вызывало бурное возмущение зоозащитников. В Новосибирске, по данным профильного департамента мэрии, в 2018 году безболезненной медикаментозной эвтаназии подверглось 1261 животное (1009 собак и 252 кошки). В 2019 году — 15 собак.
Два года назад в силу вступило положение ФЗ об ответственном обращении с животными, согласно которому основанием для эвтаназии можно считать неизлечимую болезнь животного, которое приносит ему непереносимые физические страдания. Теперь сокращение численности бездомных животных производится только гуманным способом: отлов — стерилизация — вакцинация — возврат в среду обитания (ОСВВ). Особо агрессивных собак и кошек должны содержать в приютах до самой смерти.
В Новосибирске решение об осуществлении возврата животного на прежнее место обитания или оставлении на постоянное содержание принимает руководитель центра на основании информации, представленной специалистами учреждения, осуществляющими уход за животными. За прошедший период 2022 года на прежнее место обитания возвращены 292 животного.
«Поиграют со щеночком, а потом он вырастает, и начинается подбрасывание коробок»
Руководитель международного проекта стерилизации бездомных животных в Новосибирске София Осоченко полагает, что причин сокращения числа отловленных животных может быть несколько.
«Это мое предположение, но я думаю, что у нас повысился уровень осознанности населения. Все больше людей понимают, что следует за отловом. С другой стороны — все больше граждан понимают, что существует такое явление, как стерилизация: над этим зоозащитники работали несколько десятилетий и создали неплохую почву. Более того, люди сами активно участвуют в стерилизациях. Мои проекты и проекты моих коллег подтверждают это — поток людей бесконечный. Они готовы жертвовать энергией, временем и деньгами», — отмечает она.
По словам Софии Осоченко, также определенное напряжение может снимать применение метода ОСВВ и прекращение строительного бума, которое началось в 2000-х годах. «Тогда половину частного сектора снесли, город стал застраиваться. Это было сопряжено с тем, что люди оставляли своих питомцев в частном секторе, где раньше жили, а сами уезжали», — говорит она.
Вместе с тем эксперт сомневается в том, что количество отловленных кошек и собак может отражать хотя бы приближенное к реальному количество бездомных животных в городе. «На одно животное могут быть написаны несколько заявок. И я не знаю ни одной качественной работы, на которую можно было бы опереться. Например, в Москве проводились подсчеты количества особей на улице, технологии есть. Если бы такое было у нас, то, полагаю, это должна бы была быть совместная работа отделов статистики, Института систематики и экологии животных, экологов», — заключает София Осоченко.
Волонтер инициативной группы помощи бездомным животным «Дари добро Нск» в Новосибирске Оксана Маслова отмечает, что не последнюю роль в проблеме регулирования численности бездомных животных играет их пристраивание к новым хозяевам и несерьезный подход людей в принятии решения обзавестись питомцем.
«Например, восемь лет назад, когда мы только начинали заниматься спасением животных, щенков можно было пристроить в хорошие семьи. Сейчас это невозможно. Стерилизовать и вакцинировать хотят не все, порой из-за того, что это дорого, на эти услуги постоянно поднимаются цены, особенно в последние пару лет. Пенсионеры, которым придется потратить на это полпенсии, не могут себе такое позволить. У молодых — романтика. Поиграют со щеночком, а потом он вырастает, и начинается подбрасывание коробок»,— говорит Оксана Маслова.
По ее словам, чаще всего животных хотят забрать молодые студенты со съемным жильем, после чего «они возвращаются обратно в среднем через полгода». «На эмоциях берут питомца, а потом выясняется, что собственник квартиры против, или собака начинает скулить и ходит в туалет дома, так как хозяин большую часть времени проводит на работе, учебе. Например, в этом году мне удалось действительно удачно пристроить лишь одного щенка. Нужно воспитывать людей и учить не перекладывать ответственность»,— считает Оксана Маслова.
Для того, чтобы решить проблему, необходимо вводить строгую ответственность для владельцев животных, полагает София Осоченко: «Это касается выгула только с хозяином, обязательной стерилизации неплеменных животных и чипирования. Чтобы, когда мы находили бездомное животное, то мы знали, кому оно принадлежит. На добровольную ответственность рассчитывать очень сложно. Те, кто действительно ответственен, и без того следят за своими собаками и кошками».
Заместитель председателя профильного комитета новосибирского заксобрания Роман Яковлев также полагает, что среди вариантов решения проблемы — в первую очередь, пропаганда культуры ответственного обращения с животными.
Вместе с тем введение обязательной стерилизации животных, по его словам, сегодня невозможно «из-за разночтения с федеральными документами», то же касается и системы создания учета.
«Это невозможно по федеральным нормам. Порядок учета и маркирования животных, как и перечень видов животных, подлежащих учету и маркированию, устанавливается правительством РФ. Возможно ввести нормы по выгулу и содержанию домашних животных. Сейчас мы и управление ветеринарии Новосибирской области отрабатываем нормы, чтобы в частной собственности на каждые 50 кв. м земельного участка можно было содержать только одну собаку, в многоквартирных домах — одну собаку на 12 кв. м. Инициатива требует еще одного этапа общественных слушаний, после чего будет оформлена в нормативный документ — проект постановления облправительства по установлению дополнительных требований к содержанию животных, в том числе к их выгулу», — пояснил Яковлев.
Кто будет контролировать исполнение этих норм и станет ли меньше бродячих животных в результате их введения, покажет время.
Игорь Александров