Сейчас нам трудно представить 31 декабря или 1 января обычным днем — без праздничных блюд, подарков и массовых гуляний. Но для русского человека когда-то все именно так и было. За свой недолгий век праздник кардинально трансформировался и не раз подвергался гонениям. Как появился классический Новый год в России и чем он был неугоден власти, рассказывает НДН.инфо.
Как государи дату выбирали
Вопрос — когда наступал новый год для самых давних наших предков — до сих пор вызывает споры. По одной версии, славяне-язычники отмечали его в день зимнего солнцестояния, по другой — в день весеннего равноденствия. Первый символизировал угасание всего живого, а второй — его возрождение. Но независимо от сезона обычай празднования описывают примерно одинаково — с языческими обрядами, кострами, жертвоприношениями и поклонением языческим богам. Иного формата тогда быть и не могло — так проходил каждый праздник.
После принятия христианства в 988 году официальной датой было утверждено 1 марта. В тот год князь Владимир Святославович крестит Русь, славяне начинают жить по юлианскому календарю и византийскому летоисчислению, в котором этот день считался днем Создания мира. Была у этого нововведения и более примитивная логика — примерно в это же время начинались посевные работы. Праздник не имел такого размаха, как, например, Пасха или Масленица, никаких новых традиций не обрел, а местами даже сохранял языческое наследие.
В 1492 году Иван III велел перенести новый год на 1 сентября, совместив праздник с днем сбора урожая и продолжая подражать сельскохозяйственному циклу. Ранее на эту же дату перешла Русская православная церковь, и царь решил объединить церковный и народный календари. Каждое 1 сентября Иван Великий (а потом и те, кто его сменил) принимал жалобщиков и совершал крестный ход вокруг Кремля вместе с патриархом и знатью. А завершался день не слишком пышной, но сытной трапезой. Так продолжались следующие 200 лет.
Финальную точку поставил Петр I. Именно он сделал Новый год праздником с большой буквы и утвердил привычную нам дату. После своих продолжительных дипломатических миссий монарх вернулся на Родину, кипя идеями. Он всегда тяготел ко всему европейскому, не стали исключением и праздничные традиции, которые император подглядел на Западе. В 1699 году Петр I ввел новую систему летоисчисления — от рождества Христова, а не от предполагаемой даты сотворения мира. А наступление нового года окончательно закрепил за 1 января. Новому порядку был посвящен целый указ — «О праздновании Нового года».
Знатным надлежало водрузить на врата домов «украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», а «скудным людям» — повесить хотя бы по древцу или ветке. И все должно было продержаться целую неделю, до 7 января — это тоже оговаривалось в указе. А пока шли праздничные торжества, «в знак веселия» император велел поздравлять друг друга, устраивать торжественную стрельбу, жечь смолу в бочках и «выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится». На Красной площади в новогоднюю ночь запускали фейерверки или, как их называли, «огненную потеху».
«В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает», — наказывал император.
Так Новый год (то был 1700-й) впервые в России наступил 1 января — при том, что предыдущий Новый год отмечали всего четыре месяца назад, но по старому летоисчислению. Веселье продолжалось до самого утра: сначала в виде карнавалов и развлекательных мероприятий на улицах, а после — шумными застольями в богатых домах.
Петровская версия Нового года в светском стиле укоренилась при других членах императорской семьи, но на простой люд не распространялась. Устраиваемые по случаю балы-маскарады и грандиозные банкеты были открыты только аристократии, потому бедняки к торжеству не слишком прониклись. К тому же новогодние празднества считались чисто иностранным обычаем и потому не сразу были приняты народом, особенно в деревнях.
Полулегальный праздник
Но стоило празднику только начать входить в массы, как случилась Первая мировая война. Россия объявила «борьбу с германским засильем», и празднование Нового года, как и другие обычаи страны-агрессора, запретили. Правда, сам император Николай II, подписавший указ, продолжал отмечать праздник в семейном кругу и наносил визиты в госпитали, где для российских солдат организовывались елки.
После революции отношение власти к Новому году оказалось крайне противоречивым. Официально праздник был разрешен в 1917 году, но среди большевиков его оценивали по-разному. Одни — положительно: классовые различия стерлись и отныне торжество было доступно для всех. Другие же как «буржуазный предрассудок» или «дикарский» обычай. Вместе с тем вождь мирового пролетариата Владимир Ленин не раз наведывался на школьные елки, которые стали обязательными, и даже сам их устраивал, а еще участвовал в развлекательной программе — водил хороводы и дарил детям сладости.
При Сталине власть сменила курс, и празднование Нового года из веселого семейного мероприятия превратилось в подобие партийного заседания. Затем, в 1929 году, Рождество и Крещение, а за компанию с ними и Новый год попали под тотальный запрет. Главные зимние праздники стали жертвами антирелигиозной пропаганды: власти считали их «поповской традицией», которой не место в атеистическом обществе. Елка как символ капиталистической роскоши и в первую очередь — атрибут Рождества — тоже была включена в черный список.
Ее запретили продавать «для религиозных обрядов» и даже просто ставить в публичных местах. Несчастное деревце оказалось в опале со всех сторон: на улицах проводились антиелочные митинги, газеты публиковали высмеивающие елки памфлеты и карикатуры, бывало, лесную красавицу даже прилюдно сжигали. Простой народ тем не менее все так же мог ставить елки дома. Но подальше от чужих любопытных глаз, иначе — донос, жди незваных гостей.
Но отмечать Новый год, бывало, даже не хватало времени. 1 января перестало быть праздничным днем, да и вообще само слово «праздники» исчезло — теперь их называли «революционные дни». Проводить бессонную ночь за гуляньями и идти утром на работу мог не каждый. А прогулы строго карались.
Спустя шесть лет партия внезапно решила вернуть Новый год, а также реабилитировать елку, разорвав любую ее связь с религией. Этому способствовала вышедшая в «Правде» заметка, которую подписал второй секретарь ЦК компартии Украинской ССР Павел Постышев. Ее заголовок кратко отражал все содержание: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Так в 1935 году Новый год вернулся в Советский Союз — уже через два дня после публикации заметки, 30 декабря, в харьковском дворце пионеров прошла первая в СССР новогодняя елка и бал-маскарад.
Празднование «социалистического» Нового года получает общегосударственный характер. А елка отныне становится не рождественским символом, а просто элементом новогоднего оформления. Злоключения дерева остались в прошлом, но впереди его еще ждали удивительные метаморфозы.
Было — стало
День 1 января стал выходным только в 1947 году и использовался по максимуму. Что тогда, что сейчас Новый год остается семейным праздником, который принято отмечать дома, в кругу родных и близких.
До появления телевизоров в семьях советских людей развлекательная программа была примерно такой: родственники собирались за большим столом, ели, выпивали, потом выходили на улицы наблюдать салюты, поздравлять соседей, кататься с горок, играть в снежки и петь песни.
Сохранилась и традиция школьных елок и утренников. Девочек наряжали в снежинок, белочек, лисичек, а мальчиков — в снеговиков, зайчиков, волков. Были и свои «модные тренды»: после полета Юрия Гагарина в космос ребятня стала облачаться в космонавтов, а увидев «Д’Артаньян и три мушкетёра», каждый хотел носить камзол и шпагу. Само собой, готовые костюмы большинству тогда было не купить, поэтому мамам приходилось проявлять чудеса фантазии и шить наряды из старой одежды. На празднике всем детям неизменно вручали сладкие подарки, а вот в семьях делать новогодние презенты начали значительно позже — Новый год и без того доставлял много хлопот.
Один праздничный вечер требовал нескольких месяцев подготовки. Составление меню в условиях дефицита — процесс нелегкий, поэтому советским хозяйкам приходилось запасаться заранее, стоять за продуктами в очередях и складировать все в холодильниках, сервантах, на балконах. Домочадцы, положившие глаз на какой-нибудь деликатес, привыкли слышать категоричное: «Не трогай, это на Новый год».
В деревнях к Новому году рубили домашнюю птицу, отваривали картофель, лепили пельмени и пирожки с ливером, варили кисель, доставили из погребов соленья. Столы городских жителей были разнообразнее: консервы, оливье, селедка под шубой, «Мимоза», заливное, голубцы, запеченная курица, конфеты «Белочка», шампанское «Советское», а из фруктов — абхазские мандарины. Кстати, есть мнение, что «шуба» в салате нужна была, чтобы скрыть запах селедки, которая часто была не первой свежести. Конечно, и в селе, и в городе главным блюдом праздника стал холодец, охлаждавшийся прямо на улице.
Когда в советских домах и квартирах массово появились телевизоры, Новый год праздновали под записи концертов, кинопоказы, «Песню года» и «Голубой огонек». Из фильмов из года в год транслировали сначала «Карнавальную ночь», а после 1976 года другой хит Эльдара Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром».
Глаза к экранами приковали и по другой причине — чтобы послушать поздравления главы государства. Традицию новогодних телеобращений заложил в 1970 году генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. Когда он заболел, обращения несколько лет зачитывал известный диктор центрального телевидения Игорь Кириллов. Преемники Брежнева Юрий Андропов и Константин Черненко не записывали поздравлений, в отличие от следующего генсека Михаила Горбачева, который выступил в новогоднем эфире в свой первый год на посту. Также в обращениях, помимо первых лиц СССР, а потом и России, участвовали президент США Рональд Рейган (он поздравлял советских граждан, когда Горбачев выступал с поздравлениями перед американцами), сатирик Михаил Задорнов, певица Алла Пугачева, а также члены семьи Ельцина вместе с ним.
31 декабря 1999 года страна увидела сразу два обращения. В первом, дневном, президент Ельцин объявил о своем уходе. Второе было показано перед полуночью: к россиянам впервые обратился Владимир Путин, ставший тогда исполняющим обязанности главы государства.
Многие советские обычаи празднования Нового года живы до сих пор. «Иронию судьбы» телеканалы повторят и 31 декабря 2023 года, когда столы неизменно украсят хрустальные бокалы и тарелки с оливье, а из динамиков телевизоров раздастся бой курантов.
Ольга Тарабанова