Современные игрушки — яркие и красивые, а их ассортимент огромен. В магазинах можно провести ни один час, выбирая то, что придется по душе маленькому привереде. Большинство современных детей даже не знают, как раньше выглядели игрушки, из каких материалов они были. Не говоря уже о том — что в те времена такого разнообразия не было. В одном из антикварных магазинов города НДН.инфо отыскал особенных оловянных солдатиков начала XX века авторства Льва Майдановича — родоначальника российской «нюрнбергской миниатюры». Показываем, как выглядели игрушки наших предков, и рассказываем их удивительную историю.
Какими были старинные игрушки? Если поспрашивать наших прабабушек и прадедушек, они наверняка с теплотой начнут рассказывать о своих «любимцах» детства. Для многих игрушка была и компаньоном, и другом. В новосибирском антикварном магазине «Сибирская Горница» живут солдатики родом из начала XX века.
«Это было удивительно, когда они к нам попали. В таких солдатиков не играли в детстве. Они не дореволюционные, 1920-30 годы», — рассказала директор антикварного Нина Чесных.
По ее словам, магазин приобрел одну коллекцию из 40 разных штук. Здесь — военные и моряки. Сами фигурки плоские. Высотой они — примерно с половину среднего пальца. По просьбе НДН.инфо, их специально взвесили на часах для монет. Оказались они нетяжелыми — от двух до пяти граммов. По цене сориентироваться сложно, так как им пока нет аналогов в продаже.
«Удивительно, но оловянные солдатики до сих пор пользуются спросом, ими интересуются, коллекционируют, льют и изготавливают. Оловянные солдатики, как правило, долго не стоят (на витрине), их регулярно покупают. Недавно, перед Новым годом, у нас раскупили даже пластмассовых», — рассказывает владелица антикварного магазина.
Из четырех десятков приобретенных фигурок на 13 из них на подставках есть личный знак мастера — Льва Майдановича, это ополченческий крест 1812 года. Несмотря на то, что фигурки из одной серии, вероятно, автор отмечал не все свои работы.
Если говорить об изготовлении, то мастер делал их способом плоской отливки, а затем расписывал вручную. Такая технология появилась еще во второй половине XVIII века в Германии в Нюрнберге. Самого Майдановича можно считать родоначальником российской «нюрнбергской миниатюры».
Во время Гражданской войны, будучи юношей, он примкнул к белогвардейскому движению. В 1919 году за успехи на службе его наградили Георгиевской медалью IV степени. В следующем году он эмигрировал из страны. В первое время обосновался на Галлиполи, а после переехал в Бизерте, в середине 1920-х — в Латвию, а затем — в Париж. В эмиграции Майданович не брезговал любой работой, брался за ту, которая попадется. В одно время он трудился маляром во франко-русской артели. Именно тогда для себя он начал делать оловянных солдатиков, которые дошли до нашего времени. Майданович делал из оловянных солдатиков даже мини-диорамы.
В 1956 мастер возвратился на родину, в Казахстан. В Алма-Ате он работал в Музее палеонтологии, где изготавливал диорамы с фигурами разных животных. Позже, переехав в Сергиев Посад, выполнял заказы от церквей, делал плоские модели храмов, значки и пр. Также его другие композиции были посвящены 33 богатырям, Куликовской битве и другим мотивам. Его работы находятся в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Одну из своих главных работ — диораму «Крещение Руси» — он завершить не успел.
Игорь Александров
Фото: Иван Щетинин