Едва ли не самый протестный город страны последних лет — Хабаровск — несколько месяцев подряд ежедневно выходивший на митинги после задержания и ареста бывшего губернаторf Хабаровского края Сергея Фургала недавно вместе со всей страной услышал вердикт присяжных заседателей в Москве. Тот, за кого хабаровчане выходили на улицы, теперь рискует не выйти из тюрьмы до конца своих дней. Пришедший на смену Фургалу его однопартец Михаил Дегтярев внешне сумел успокоить ситуацию в крае. Однако, как это нередко бывает, пришедшие вслед за губернатором его земляки из Самары затеяли опасную игру. В регионе ни с того ни с сего взвинтили тарифы на вывоз мусора до размеров, которые, например, сибирякам, к счастью для них, даже и не снились. Хабаровчане сопротивляются. Пока в судах. И пока не слишком успешно.
В начале февраля Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в Новосибирске рассмотрел жалобу хабаровского отделения «Опоры России» и еще двоих жителей города на решение Хабаровского краевого суда. Процесс вышел показательный с точки зрения происходящего в крае абсурда вокруг мусорной реформы.
Объединение предпринимателей и частные истцы попытались оспорить завышенные, по их мнению, расчеты, внесенные в территориальную схему обращения с отходами в регионе. Именно они, как полагают истцы, привели к тому, что и без того немаленький тариф на вывоз мусора прыгнул с еще совсем недавних 600 рублей до 840 за кубометр с 1 декабря 2022. Для сравнения — в Новосибирской области тариф с 1 декабря 2022 года составляет 398 рублей. Но обо всем по порядку.
Не допустим роста «мусорных» тарифов! Но это не точно…
В самом конце 2020 года на тот момент врио главы Хабаровского края Михаил Дегтярев на заседании регионального правительства объявил о приостановке «мусорной реформы» в крае, поскольку правительству нужно время для «работы над ошибками». «Поручаю еще раз просчитать тариф, возможно, рассмотреть другую методику расчета. Пусть это займет несколько месяцев, пусть больше, лучше сделать все хорошо, но чуть позже», — говорил два с небольшим года назад глава региона.
Вторил своему шефу и министр ЖКХ правительства Хабаровского края Дарий Тюрин: «Главная цель реформы — сортировка и утилизация отходов. Мы должны получить снижение оплаты за вывоз и переработку мусора, улучшить экологию…»
Ныне Дегтярев уже не врио, а самый что ни на есть глава региона, Тюрин — не просто министр, а вице-премьер краевого правительства. Тариф, который хотели снизить, с тех пор вырос на 40% (!), хоть сколько-нибудь значительная переработка отходов, если и предполагается, то в очень отдаленной перспективе, хабаровчане судятся с правительством края, пытаясь исправить кривые, по их мнению, расчеты, которые и легли в основу взлетевшего до чудовищных размеров тарифа. Кажется, «хорошо, но чуть позже» в этой истории стало кому угодно, только не самим хабаровчанам. В правительстве «еще раз просчитали» — хабаровчане прослезились.
«А гендиректор не справился»
В этой истории обращает на себя внимание рокировка региональных операторов. Если прежде за «дорого», по версии губернатора Дегтярева, т.е. около 600 рублей за куб, мусор возил, хоть и недолго, местный регоператор ООО «ТСК ФЕСТ», то теперь «чуть позже, но хорошо», т.е. за 840 рублей за куб, возит «Хабавтотранс ДВ».
Компания подписала соглашение с региональным МинЖКХ в октябре 2021 года, став регоператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в зоне деятельности №1 (т.е. сам Хабаровск и муниципальный район имени Лазо).
Причем регоператорство «Хабавтотранс ДВ» получил практически без конкуренции. Министерство ЖКХ увеличило сумму обеспечения исполнения заявки в несколько раз — до 115 млн рублей. Нарушений законодательства тут нет. Однако прежде сумма обеспечения составляла только 20 млн рублей, и тогда победила местная компания. В изменившихся же условиях «Хабавтотранс ДВ» выиграл конкурс в одни ворота.
Незадолго до этого, летом 2021 года, принадлежащая прежде хабаровскому бизнесмену Василию Мещерову компания «Хабавтотранс ДВ», согласно данным системы «Контур.Фокус», становится собственностью Сергея Пайста, прежде работавшего в аналогичной компании на территории Псковской области. Однако Пайст, что называется, взял фирму только подержать для будущего владельца, успев только сделать пару-тройку дежурных заявлений. Уже в начале 2022 года «Хабавтотранс ДВ» переходит под контроль экс-чиновника и предпринимателя из Самары Валерия Дунисова, земляка губернатора Дегтярева.
Дунисов еще до переезда в Хабаровск успел засветиться также в Северной столице, где около пяти лет руководил местным ГУП «Экострой». Предприятие в эти годы отметилось скандальной прессой о «затопленных шаландах», «сорванных сроках» по контрактам и «причудливых сметах». А когда Дунисов покинул ГУП по соглашению сторон, в комитете по природопользованию Санкт-Петербурга, который и курирует работу «Экостроя», по-питерски изящно объяснили причину смены руководства: «Предприятие — это коллектив, и коллективу мы благодарны. А гендиректор не справился» (цит. по «Фонтанка»).
Спустя пару лет Дунисов всплывает на Дальнем Востоке — в Хабаровском крае, где как бы случайно губернатором является его земляк. Разумеется, совпадение…
Как совпадение и появление на подряде у осамарившегося регоператора также имевших до недавнего времени самарскую прописку фирм «Норма» и «Квант», о чем не раз писала хабаровская пресса. А, по информации журналиста Александра Никишина из «Национального комитета общественного контроля», даже субподрядчики в этой схеме тоже самарские — в Хабаровске он обнаружил мусоровозы с номерами Самарской области.
Местных из этого одновременно крайне скандального (разумеется, не только в Хабаровском крае) и весьма перспективного (особенно с такими тарифами) бизнеса, если не выдавили совсем, то здорово подвинули. Осталось разве что подконтрольное хабаровской городской администрации АО «Спецавтохозяйство». Имея необходимую технику, производственные и прочие мощности, предприятие пошло на субпоряд к самарским.
«Произошла чудовищная ошибка…»
И даже не одна. К нынешнему мусорному тарифу, а в Хабаровске вывоз мусора стал коммунальной услугой, прописываемой отдельной строкой, относительно недавно — только в середине 2022 года, привела серия довольно странных расчетов.
Прежде всего речь идет о замерах, лежащих в основе нормативов накопления ТКО. Проводились они для Хабаровска не столько в самом городе, сколько в других, в том числе весьма отдаленных от регионального центра, населенных пунктах. Штука в том, что в 2017 году, когда делали замеры, схема предполагала одну единственную «мусорную» зону — весь Хабаровский край и норматив был единым для всего региона. Но затем край поделили на 19 зон. И по идее здравому смыслу и постановлению правительства РФ №269 от 4 апреля 2016 года, которым утверждены Правила определения нормативов накопления ТКО, для Хабаровска должны были произвести собственные замеры. Но в суде ответчик почему-то делал акцент на методичку Минстроя РФ, где уже прописаны не правила, а рекомендации. Поэтому минЖКХ края самостоятельно определяло места замеров и получилось то, что получилось.
Есть также вопросы по оформлению ведомостей, на что в судах указывали представители хабаровчан и местной «Опоры России», — где-то нет подписи, где-то точной датировки и т.п. Но дело, конечно, не столько в оформлении, сколько в невозможности определить ответственного за замеры и возможные в них ошибки.
Далее — законом установлено, что замеры должны проводиться 7 дней подряд. Однако львиная их доля проводилась только в течении 5 дней. На это, помимо истцов, обратила внимание также представитель Генеральной прокуратуры, участвовавшая в заседании Пятого апелляционного суда в Новосибирске. Почему так произошло, представитель хабаровского минЖКХ ответить затруднилась. А сотрудница Генпрокуратуры отчего-то развивать эту тему не стала.
Но ведь если у вас из расчетов выпадает два дня из семи, погрешность таких расчетов может достигать около 30%. Почему на это закрывают глаза местные чиновники, суды и прокуратура, остается только догадываться.
Дальше — больше. «Тщательно» все посчитав, региональные чиновники вывели расчетную единицу в 205 тысяч тонн ТКО, накапливаемых в первой «мусорной» зоне региона. Хотя справка из отдела статистики утверждает, что фактический объем составляет лишь немногим больше 105 тысяч тонн. Вот так предполагаемая погрешность в расчетах увеличивается уже и до кратных величин.
В территориальных схемах обращения с отходами в разных регионах есть, как правило, расчет объемов на каждый объект, исходя из нормативов образования и необходимых количественных критериев — количество проживающих или работников, площади помещения и т.д. В результате учета всех этих критериев и получается итоговый объем. Авторы хабаровской терсхемы так сильно не заморачивались. И решили ограничиться табличкой в три столбика, где слева направо есть только номер по порядку, наименование источника образования твердых коммунальных отходов и почтовый адрес объекта. Причем в «наименованиях источников» есть один совершенно «замечательный» с точки зрения точности расчетов пункт под названием «иные». Вот есть в Хабаровске многоквартирные дома, есть гаражные кооперативы, есть садоводства, есть индивидуальные жилые строения, а есть просто «иные». Почти как в киношной фантастике. И вот таких вот «иных» в схеме ни один, ни два и даже не 100, а существенно больше.
В том числе на это указывал в суде в Новосибирске представитель хабаровчанки адвокат Владимир Гусев. По мнению суда первой инстанции, каких-либо специальных требований к образованию источника дохода в нормативных документах не содержится. «Указания адреса, а также наименований МКД, ГСК, «иные» с точки зрения (Хабаровского краевого) суда достаточно. Мы так не считаем. Должны быть конкретные указания. В паспорте гражданина ведь не пишут Семен Семенович и др. — нет, там есть вся необходимая информация для идентификации личности этого гражданина. В нашем же случае «и др.» включает в себя огромное количество потребителей услуг, что создает «мутную воду» для нелегитимного установления тарифов. Мы считаем это незаконным», — заявил Гусев.
То же относится и к замерам, продолжает представитель истца. «Замеры составлены абсолютно неконкретно. На их основании невозможно составить общей картины (…) Берется выборочно дальнее село, проверяется не так, как предписано законом, а так, как удобно нашим оппонентам (…) Смешали в кучу — кони, люди. Ничего понять нельзя. «Верьте нам, мы защищаем ваши интересы», — говорят нам чиновники. Да не верим мы вам!» — продолжил адвокат.
Еще одной претензией хабаровчан к региональным властям было непроведение общественных обсуждений при внесении изменений в территориальную схему обращения с ТКО. Региональные власти, пользуясь несовершенством законодательства, заявили, что проводить обсуждения были не обязаны. Владимир Гусев же указывал на тот факт, что закон все же предполагает обсуждения, когда речь идет о повышении тарифа выше уровня инфляции. А прыгнул он, тариф, напомним, аж на 40%.
МинЖКХ и правительство региона в свою очередь твердят что-то вроде старой ленинской формулы о непогрешимости учения Карла Маркса, которое можно перефразировать примерно следующим образом: «Всем нашим замерам нужно верить, потому что они верны». Любопытную фразу при этом в суде обронила представитель министерства Черкасова, объявив, что «нормативы накопления не имеют никакого отношения к тарифу, утвержденному для регионального оператора»… Занавес. А что тогда имеет? Зачем вообще тогда нужен норматив? В основе расчетов платежей любой коммунальной услуги лежит либо норматив, либо показание счетчика. Представить себе счетчик на мусор с нашей системой обращения с ТКО довольно трудно. Остается норматив, но он, оказывается, ни при чем… А как тогда считали тариф? Наобум? К сожалению, ни суд первой инстанции, ни апелляция в Новосибирске не дали ответов на эти и множество других вопросов.
Вот так вот выглядит хабаровское мусорное «просчитаем еще раз» и сделаем «хорошо, но чуть позже» при втором приближении к вопросу.
Утрамбованное лукавство
Как известно, все познается в сравнении. А может, хабаровский «мусорный» абсурд — вовсе никакой не абсурд, а это так везде с мусорной реформой? Для сравнения возьмем Новосибирскую область, в свое время признанную федеральными чиновниками одной из худших регионов по реализации реформы. И действительно, ситуация здесь далека от идеальной. Новые полигоны с мусоросортировочными линиями для самого густонаселенного муниципалитета страны, коим является Новосибирск (Москва и Санкт-Петербург имеют статусы регионов) так и не построили, регоператор проходит процедуру банкротства, периодически возникают проблемы с вывозом ТКО — чаще всего локальные, но бывает, накрывает и полгорода. Завидовать, в общем-то, нечему.
Но! Тариф с 1 декабря 2022 года в Новосибирской области не только не вырос. Он стал меньше на 13% после проверки с участием прокуратуры — как оказалось, средняя фактическая стоимость транспортировки одного кубометра ТКО составляла 244 рубля 22 копейки, а в тарифе было заложено 462 рубля 48 копеек за кубометр. Заметим, что «мусорный» тариф в Новосибирской области «скачет» с самого начала реформы. То снизится на 40%, то потом регоператор через суд вернет его обратно. То теперь прокуратура и областной департамент по тарифам снова его снизят, что теперь в 2023-м тариф даже немного меньше, чем на старте реформы в 2019-м.
Главное отличие ситуации в двух регионах заключается в том, что в Новосибирской области тарифный департамент и прокуратура если и не играют на стороне граждан, то, во всяком случае, и регоператору тоже не подыгрывают. И в суд за изменением тарифа ходят не граждане и предприниматели, а сам регоператор. Может, это потому, что под уголовным преследованием уже около года находится бывший прокурор области и два его заместителя. А может, это просто совпадение…
Но факт остается фактом — 398 рублей за кубометр в Новосибирской области против 840 рублей в Хабаровском крае. При практически равном нормативе накопления в многоквартирных домах в обоих регионах по объему — по весу новосибирский мусор даже тяжелее. Да, конечно, Хабаровский край существенно больше по площади, но сравниваем-то мы только хабаровскую «мусорную» зону №1 со всей Новосибирской областью, где нет деления на зоны и в таких параметрах НСО больше первой хабаровской зоны.
И в Новосибирской области, о чем не раз говорили региональные депутаты, тариф размазан по всему региону, чтобы не пугать платежками селян, которые за вывоз мусора в принципе платить не привыкли. А иначе в Новосибирске тариф можно было бы и еще снизить.
Хабаровские власти скажут, что нельзя сравнивать два города из-за огромного расстояния до полигона, составляющее 70 км. В Новосибирске оба полигона, конечно, гораздо ближе.
Однако есть и в этом утверждении немалая доля лукавства. По информации Александра Никишина, а ссылается он на официальный ответ хабаровской мэрии, мусор везут от потребителя сначала на МПС «Северная», где его прессуют, существенно уменьшая в объеме. И уже в таком виде фурами доставляют на полигон. Согласно расчетам журналиста, в одну такую фуру вмещается примерно шесть мусоровозов. Хорошо, что прессуют. Да только экономит на этом кто угодно, только не сами хабаровчане.
Игра с огнем
Выступая в суде в Новосибирске, адвокат Владимир Гусев напомнил: «Хабаровский край отличается тем, что он привык все свои возмущения выносить на улицу, а не проходить все (юридические) процедуры (…) (речь идет) о залезании в карман к сотням тысяч граждан, и в результате эта проблема получает не только юридическое, но и социально-политическое значение — министерство, подписывая соглашение с региональным оператором, выступает от имени народа, но как оно это делает…»
«(Протестные) настроения сейчас некому не нужны», — добавил Гусев, напомнив небывалую для российской провинции митинговую активность после ареста экс-губернатора Фургала.
По мнению адвоката, и сейчас ситуация может оказаться взрывоопасной. «Это ведь не формальные ошибки, а ошибки, которые привели к завышению тарифа. Он растет как на дрожжах, опережая темп инфляции в три раза», — заключил представитель хабаровчанки.
Суды, однако, истцам отказали. Тариф устоял. Не оспаривая юридическую сторону вопроса, заметим лишь, что и здесь как никогда применимо и уместно еще одно крылатое выражение главного организатора Октябрьской революции 1917 года — формально правильно, а по сути издевательство.
Вместо P.S. Согласно постановлению правительства Хабаровского края, «мусорный» тариф в зоне №1 установлен сразу до 2025 года. И с 1 июля 2024 года он вырастет с нынешних уже кажущихся запредельными 840 рублей до 917 рублей за кубометр.
Павел Быковских