Горожанам показали только часть капитальных объектов под личиной «социально значимых» — только те, которые сдали в эксплуатацию в 2018 и 2019 годах. Реальное количество таких «волков в овечьей шкуре» по Новосибирску — сотни. Все эти здания были построены с благой целью, но затем на их месте появились совершенно другие объекты — школы и детские сады превратились в торговые центры, а выставочные и спортивные залы в автостоянки, кафе и жилые дома премиум-класса.
«Зачастую после введения в эксплуатацию социальные объекты сносятся, а на их месте строится элитное жильё. Или, к примеру, жильё строят рядом — величина выделяемого под строительство соцобъекта участка значительно превышает функциональные его потребности. И все это происходит на совершенно законных основаниях. Цель нашей экспозиции — обратить внимание горожан, экспертов и представителей власти на эту проблему», — говорит лидер движения «Искалеченный Новосибирск» Михаил Рязанцев.
По подсчетам экспертов, за последние десять лет в Новосибирске построено несколько сотен таких «социальных объектов». На участках, арендованных у муниципалитета по льготным расценкам, строится полезный и нужный «социальный объект». Цена аренды считается по минимуму — ведь это все для города и горожан. Никакой коммерции! Правда, каким будет этот самый «социальный объект», уже не важно, он может быть совсем простеньким. Главное ввести его в эксплуатацию, после чего земельный участок переходит в собственность застройщика и с ним можно делать все, что угодно.
«Став полноправным собственником участка, застройщик получает право снести объект и возвести на его месте здание с совершенно другими функциями, — продолжает Михаил Рязанцев. — Зачастую здесь появляется жилье. Главное, чтобы тип нового объекта не противоречил зоне, отраженной в проекте землепользования и застройки Новосибирска. Эти зоны, как правило, позволяют строить здания разного назначения».
В других случаях социальный объект уходит в аренду вместе с участком, значительно превышающим территорию, необходимую для работы этой постройки. И снова цена аренды ниже рыночной по причине социального статуса объекта. А после введения в эксплуатацию весь обширный земельный участок попадает в собственность. При этом соцобъект порой занимает всего 2 процента от всей территории, на остальном же участке можно спокойно строить жилье. Все легально.
«Такие схемы работают в Новосибирске около десяти лет. Правила давно и хорошо известны всем участникам игры — и застройщикам, и представителям мэрии. Они весьма популярны, так как вполне законны, — говорит еще один организатор экспозиции, редактор сайта Sibleaks.com Евгений Митрофанов. — Однако в итоге бюджет города теряет огромные суммы. Ведь стоимость аренды на жилье и социальные объекты очень сильно отличается».
Чтобы успокоить местное население, муниципалитет объявляет о строительстве, например, Дома творчества для детей. Жители ликуют и радуются! Но затем муниципальный участок отдается коммерсантам, которые обещают одно, строят здесь другое — банки и кафе.
«Горожане готовы видеть социальный объект, но не готовы видеть строительство жилья. Все это они могут высказать муниципалитету, когда еще участок принадлежит городу, но как только земля переходит коммерсантам — все права переходят частникам. Горожанам остается только негодовать, они уже не в силах ничего изменить, так как все сделано на законных основаниях».
Например, волшебным образом автостоянка на улице Березовая в Первомайском районе превратилась в капитальное строение, которое больше похоже на супермаркет. То же самое случилось с физкультурно-спортивным комплексом на улице Аэропорт. Это здание введено в эксплуатацию еще в ноябре прошлого года, но до сих пор здесь не видели ни одного спортсмена. Видимо, оно ждет новых владельцев.
Еще более нелепым выглядит новый спортивный центр, расположенный на улице Котовского в Ленинском районе. Кроме небольшого двухэтажного строения на огромном поле здесь нет ничего. А на большом участке по улице Лебедевского вполне качественный спортивный объект, но он занимает всего 5,6%. Все остальное — лес. При этом «социальный объект» уже официально ввели в эксплуатацию — можно заниматься спортом.
«Но самый нелепый «социальный объект» под личиной надземной стоянки для автомобилей находится на улице Овражная в Заельцовском районе, — добавил автор фото Евгений Митрофанов. — Здесь кроме козырька из металлического профиля нет ничего. При этом на машине к этому месту просто невозможно подъехать».
Организаторы необычной экспозиции «социальных объектов», которые вдруг стали коммерческими, пригласили неравнодушных жителей Новосибирска поучаствовать в круглом столе, чтобы всем вместе решить проблему. Здесь же был замечен советник мэра, архитектор Александр Ложкин. Он признал, что проблема действительно существует и необходимо менять законодательство на федеральном уровне.
«Если мы начинаем требовать от застройщика дополнительных гарантий и документов, то в дело вмешивается прокуратура, которая запрещает что-либо предпринимать, если это не предусмотрено Градостроительным кодексом, — говорит Александр Ложкин. — Сейчас любой застройщик связан социальными обязательствами. На каждый квадратный метр новостройки приходится от 5 до 15 тысяч рублей именно на социальные обязательства. Хотя мэрия, конечно, понимает, что все эти социальные объекты будут простроены не скоро. Сейчас мы проводим полную инвентаризацию всех земельных участков — что должны были построить, и что в итоге построили».
Участники круглого стола высказывали разные предложения, как можно противостоять нынешней порочной системе. Были мнения заставить мэрию усилить контроль над застройщиками, жаловаться в прокуратуру, разрывать договор с застройщиком, согласно статье 170 Гражданского Кодекса о «мнимой сделке» и тому подобное.
Все эти предложения задокументировала депутат Совета депутатов города Новосибирска Наталья Пинус.
Илья Инзов