Нешуточные страсти разгорелись в Новосибирске вокруг появившейся на Гусинобродском шоссе «ярмарки», сильно напоминающей, казалось бы, давно канувшую в Лету барахолку. Начальник ответственного за торговлю в городе департамента Виталий Витухин разводит руками, на голубом глазу утверждая во время сессии горсовета, что ничего не может с этим поделать. Хотя депутаты тут же накидывают ему варианты решения проблемы. Тем временем в самом центре города, на площади Ленина вот уже несколько дней работает ярмарка белорусских товаров — два десятка фур, палатки а-ля 90-е… НДН.инфо побывал на бывшей Базарной площади и постарался понять — почему любая ярмарка в городе превращается в подобие Гусинобродской барахолки.
Съезд торговых организаций из Белоруссии и организация палаточной торговли на главной площади города вызывает недоумение и единственный вопрос «Для чего всё это нужно?».
К вопросу о свежести
Первое, что бросается в глаза, как только ступаешь на ярмарочную территорию, — палаточные ряды, ничем не отличающиеся от тех, что мы могли наблюдать в далёком прошлом, во времена, когда не было других альтернатив закупиться едой на ближайшую неделю, кроме как нырнуть на базар или рынок. И часть новосибирцев, преимущественно старшего возраста, видимо, по привычке при виде торговых палаток рефлекторно следует на этот базар. Молодых людей, к слову, среди ценителей белорусских товаров нам обнаружить не удалось.Свою роль, вероятно, играет и устоявшийся стереотип о том, что «белорусское» = качественное, натуральное, свежее, почти самое лучшее. Можно ли назвать белорусскую продукцию таковой? Кажется, она ничем не отличается от той, что производят в Сибири, и местные производители ничем не уступают производителям из соседнего государства. Смущает и тот факт, что гастрономические «изыски» белорусской ярмарки везли из дружественной Белоруссии в течение недели — фуры с молоком, колбасами, другими мясными изделиями, конечно же белорусским трикотажем (куда ж без него) и прочим преодолели более 4 тысяч километров, прежде чем попасть на прилавки в Сибири… К тому же ничего нового, необычного или эксклюзивного на прилавках замечено тоже не было.
Только за «кэш»
К слову, ярмарки бывают разные и если подойти к организации такого мероприятия с умом, то всё может получиться благопристойно. Яркий пример тому — фестиваль «Гаражка». Конечно, посыл у неё несколько иной, но по сути это та же «ярмарка» нового формата, интересная людям разных поколений, которой не обязательно ставить палатки посреди города, чтобы привлечь внимание новосибирцев. Белорусская ярмарка на площади Ленина же скорее работает как машина времени, перенося зашедших на нее примерно на четверть века или даже больше назад.
Во-первых, нет возможности рассчитаться по карте, товары отпускаются исключительно за «наличку». Во-вторых, металлическая основа некоторых торговых палаток, будто «сколоченных» наспех, возвышается сантиметров на 10 над землёй, поэтому чтобы подойти к прилавку и оценить товар, нужно через эту преграду переступить… Однако для этого её нужно для начала заметить. Вспоминаем, что превалирующее большинство посетителей ярмарки — представители старшего поколения, для которых любой ушиб или падение может иметь катастрофические последствия, получаем очень небезопасную площадку.
Про неудобства для автомобилистов из-за перекрытой на неделю платной парковки в центре города, где найти ту самую парковку бывает крайне непросто, и бесконечно летящую на товары пыль от непрекращающегося потока машин, мчащихся по Красному проспекту, можно и не упоминать.
Дом белорусских товаров
Заметим, что еще в конце марта мэр Новосибирска Анатолий Локоть, анонсируя возвращение после ковидного перерыва белорусской ярмарки, называл местом ее проведения площадь Гарина-Михайловского. Туда ее перенесли в 2017 году после критики со стороны общественности и бывшего губернатора Городецкого палаточной торговли в самом центре города. Но уже в апреле под ярмарку снова отдали площадь Ленина.
Накануне открытия ярмарки Локоть объяснял это политической целесообразностью — мол, в городе ожидают приезда официальных лиц из Белоруссии. И нужно не ударить в грязь лицом.
Но ровно это и происходит. Допустим, что ярмарка и впрямь — лучший и единственно верный способ для демонстрации партнёрских отношений. Тогда быть может стоило и организовать её иначе — для начала хорошенько отмыть площадь Ленина, соорудить добротные и красивые прилавки и торговые домики, найти место для фур на стоянке подальше от центра города, сопроводить все действо не только протокольными мероприятиями и т.д. Однако в реальности на главной площади грязного города стоит 20 фур и ведется палаточная торговля словно здесь образовался кусочек сибирского черкизона. Это примерно как сказать, что ждешь дорогих гостей, но забыл убраться дома, поэтому пусть они пока поживут в палатке во дворе.
И, кажется, глава города это и сам понимает. Во время торжественного открытия ярмарки Анатолий Локоть заявил журналистам, что в планах на дальнейшее русско-белорусское развитие у местных властей — создание в региональной столице торгового дома белорусских товаров. И хотя в городе и так есть целая сеть магазинов белорусских продуктов, это было бы лучшим решением, чем организация мини-барахолки в центре города.
Вопрос — почему ярмарка белорусских товаров на площади Ленина проходит примерно в том же формате, что и частично вернувшаяся на ГБШ барахолка, стоило бы адресовать профильному департаменту Виталия Витухина. Да только иных форматов ярмарочной торговли, кроме сибирского черкизона, у него для новосибирцев, судя по всему, нет.
Резюмируя всё выше сказанное, можно заключить, что белорусская ярмарка ничем не хуже любых других ярмарок в Новосибирске, в которых принимают участие сибирские производители, и, кажется, ничем не лучше палаток уличных торгашей-нелегалов, с которыми так нехотя «сражаются» местные чиновники.
Павел Конев, Александра Белоголубева