Примечательно, что в январе 2005 года Радченко сам стал жертвой киллера, получил в упор шесть пуль, но чудом выжил. Корреспондент НДН.инфо вспомнил самые громкие заказные убийства, большинство из которых до сих пор не раскрыты.
Новосибирск никогда не претендовал называться криминальной столицей. Случалось, что в течение нескольких лет в Новосибирске на свободе не оставалось ни одного вора в законе, в то время как в соседней Кемеровской области количество высших иерархов преступного мира достигало десяти и более человек. Наиболее громкие убийства в криминальной среде Новосибирска чаще всего касаются Первомайки и барахолки.
Вице-мэры
7 августа 2001 года около восьми утра в лесополосе за карьером Мочище был убит директор департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии Игорь Беляков.
В это утро Игорь Николаевич, как обычно, уезжал со своей дачи на работу. Служебный автомобиль ГАЗ-3110 уже почти выехал из леса, когда неожиданно на дорогу выскочил киллер в камуфляжном костюме и черной маске. Стрельба велась из автомата Калашникова. Последний выстрел был контрольным — в голову. Игорь Николаевич скончался на месте. Позже на месте происшествия было найдено 24 гильзы калибра 5,45 мм.
Была сформирована оперативно-следственная группа из числа сотрудников ГУВД области и областной прокуратуры. Расследование этого убийства под свой контроль взял министр МВД Борис Грызлов. Тогда реорганизация вещевого рынка была в самом разгаре.
Вокруг Белякова вообще ходило много слухов, порой самых невероятных. Говорили, например, что ему принадлежал определенный сектор игорного бизнеса. В начале 90-х он развернул сеть магазинов по продаже оргтехники московской фирмы «Микродин», активно осваивал и поставку на новосибирский рынок испанских вин.
Став начальником департамента мэрии, Беляков активно и бескомпромиссно начал наводить порядок в сфере потребительского рынка города, чтобы привлечь в бюджет все средства, по закону принадлежавшие новосибирцам.
Киллера Белякова нашли, можно сказать, случайно. Одним из уличающих вину доказательств стала его собственная расписка своему кредитору. В ней киллер довольно подробно описал, где, как, из какого оружия он совершил убийство новосибирского чиновника, а в конце объяснил, на что потратил полученные деньги. Владелец долговой расписки пояснил, что бумагу некий Александр Каталицкий написал собственноручно.
Во время следствия профессиональный снайпер и участник боевых действий в Чечне Каталицкий охотно признал себя виновным и даже помогал сыщикам, но на суде пошел на попятную, заявив, что оговорил себя, а про убийство Игоря Белякова вообще знает только из СМИ. В итоге суд не нашел правды в показаниях подсудимого и признал его виновным. С учетом смягчающих вину обстоятельств Каталицкого приговорили к 14 годам лишения свободы. Заказчик преступления до сих пор не найден.
Второго марта 2004 года жертвой киллера становится еще один вице-мэр Новосибирска – 48-летний Валерий Марьясов. Примерно в 8.45 утра городской чиновник вышел из своей квартиры и спустился на лифте на первый этаж. Возле подъезда его ждал личный водитель на служебной «Волге», однако поездка в мэрию не состоялась. У дверей лифта киллер, вооруженный пистолетом, выпустил в голову вице-мэра несколько пуль.
Соседи, услышавшие стрельбу (пистолет был без глушителя), вызвали милицию. Предполагается, что убийца покинул подъезд через чердак или подвал дома. Это преступление не раскрыто до сих пор.
Депутат
28 августа 2002 года на престижном месте Заельцовского кладбища в Новосибирске похоронили депутат городского Совета Анатолия Карпунина. Его похоронили почти рядом с могилой расстрелянного накануне вице-мэра Игоря Белякова. Оба при жизни участвовали в реорганизации крупнейшей за Уралом Гусинобродской барахолки.
С Анатолием Васильевичем прощались почему-то в спортивном комплексе «Радуга». Гроб поставили в зале для занятий баскетболом, который украсили изображениями ликов святых и морем цветов. Народу было — не протолкнуться. Сотрудники ГАИ на какое-то время были вынуждены перекрыть движение на улице. Депутаты городского совета также были в полном составе. Приехал попрощаться с депутатом и тогдашний мэр Владимир Городецкий. В 14 часов длинная автоколонна двинулась к Заельцовскому кладбищу. После похорон многие поехали в ресторан гостиницы «Сибирь» на поминальный обед.
Анатолия Карпунина убили 26 августа на территории садового общества «Волна» в Первомайском районе. Убийство произошло на даче, принадлежащей родителям депутата. Судя по всему, рано утром Анатолий Васильевич пошел в туалет. Поджидавший на соседнем участке киллер расстрелял депутата с расстояния пяти метров. Анатолий Васильевич скончался мгновенно от множества огнестрельных ранений у крыльца дома. Выстрелы услышали родственники погибшего, которые и вызвали милицию. На месте преступления в то утро побывало руководство ГУВД и прокуратуры области.
Операция «Перехват», как водится в таких случаях, результатов не принесла. С тех пор минуло 17 лет. Убийство до сих пор не раскрыто.
Директор завода
Депутат областного Совета и генеральный директор завода «Сибиар» Сергей Филатов был застрелен 13 февраля 2003 года в сауне Академии водного транспорта. Тело депутата нашли его товарищи, которые появились в оздоровительном комплексе чуть позже. Сразу после убийства депутата следствием были выдвинуты две основные версии произошедшего — коммерческая и политическая. Правда, в последнюю сыщики верили с трудом, так как политикой Сергей Филатов занялся сравнительно недавно. Позже от политического мотива убийства отказались вовсе.
Коммерческая версия преступления оказалась более перспективной. Отрабатывая ее, в феврале 2004 года сыщики арестовали четверых подозреваемых в причастности к убийству Сергея Филатова.
Заказ на устранение Сергея Филатова поступил еще в мае 2002 года. Гендиректор «Сибиара» сильно мешал теневому бизнесу председателя совета директоров этого же предприятия Владимира Казачанского и некоего Бориса Белоглазова. Фирма последнего поставляла на «Сибиар» жесть для производства бытовых аэрозолей. Несколько лет завод приобретал сырье не напрямую у производителя, а через несколько фирм-посредников, которые были оформлены на подставных лиц. На счетах каждой из этих фирм оседали миллионы рублей, которые в итоге попадали Казачанскому и Белоглазову. «Сибиар» ежегодно терял на этих сделках почти семь миллионов рублей. Вскоре гендиректор предприятия пересмотрел условия сделки и, естественно, вызвал недовольство Казачанского и Белоглазова, которые задумали устранить Филатова и запланировали на это сто тысяч долларов. После убийства Сергея Сергеевича «Сибиар» вновь стал покупать жесть через несколько подставных фирм, и все пошло по прежней схеме.
Казачанский и Белоглазов обратились со своей проблемой к некоему Леониду Фоменко, который согласился стать посредником. Он в свою очередь попросил подыскать киллера своего старого знакомого — бывшего следователя прокуратуры Ленинского района Олега Грибанова, ему была передана энная сумма денег в качестве аванса для убийцы. Но Грибанов потратил аванс и был вынужден сам взяться «за работу». Он стал искать оружие. С этим ему якобы помог подполковник милиции из РУВД Новосибирского сельского района. Он снабдил Грибанова пистолетом за определенную плату. Несколько последующих месяцев бывший следователь следил за своей будущей жертвой, изучил распорядок рабочего дня Сергея Филатова и его привычки. По словам следователей, делал это он далеко не профессионально. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Грибанов следил за Сергеем Филатовым на… такси. Тем не менее Грибанов подстерег депутата в сауне и не оставил ему никаких шансов. После убийства киллер не бросил оружие на месте преступления, что было его очередным промахом, а отдал на хранение некоему Михаилу Ольшевскому. Позже именно у него в квартире и был найден пистолет, из которого, по определению экспертов, был застрелен Сергей Филатов.
Заказчик убийства Владимир Казачанский дружил с Сергеем Филатовым много лет. Все, кто знал их обоих, отказывались верить в то, что Казачанский «заказал» Филатова. Известно, что сразу после убийства директора «Сибиара» Казачанский очень переживал, а на похоронах даже заплакал. Всех участников этого преступления приговорили к большим срокам.
Барахолка
Постановление о ликвидации МУП «Вещевой рынок» и создании на его базе ОАО «Гусинобродское» было подписано 3 апреля 2001 года. От тогдашнего муниципального рынка Новосибирск почти ничего не имел. Те, кто контролировал эти гигантские капиталы, очевидно, не захотели делиться с городом — и началось. Почти каждое заказное убийство, совершенное в Новосибирске в начале 2000-х, так или иначе было связано с барахолкой.
Еще одна волна заказных убийств в городе стала результатом передела сфер влияния «ленинских» и «первомайских». Война унесла жизни людей, которых сейчас уже мало помнит. Например, 34-летний авторитет Матвей, имевший отношение к барахолке, был застрелен у подъезда дома № 22 по улице Ватутина. Около трех часов ночи неизвестная женщина позвонила в дежурную часть Ленинского РУВД и сообщила о стрельбе во дворе дома. Через несколько минут группа немедленного реагирования уже была на месте. Матвей не подавал признаков жизни. Позже установили, что в него стреляли четыре раза картечью из гладкоствольного оружия. Он был смертельно ранен в грудь и в голову…
Первого июня 2001 года был убит совладелец казино «Эсмеральда» и ночного клуба «Вавилон» 54-летний Сулейман Сулейманов. Убийство произошло около полудня по местному времени на мосту через реку Иню в Первомайском районе города. Автомобиль «Тойота», в котором ехал Сулейманов, догнали красные «Жигули». Из них по автомобилю предпринимателя неизвестные открыли огонь из автомата Калашникова, после чего скрылись. От полученных многочисленных огнестрельных ранений бизнесмен скончался на месте, его водитель-охранник получил тяжелые ранения и был доставлен в больницу.
Новый 2002 год начался с покушения на Дмитрия Нечаева. 23 января примерно в 9.40 утра около автостоянки, расположенной по улице Новосибирской, двое получили ранения. Пострадали члены Первомайской преступной группировки. Один из них — 30-летний криминальный авторитет по кличке Нечай. С огнестрельными ранениями они были госпитализированы. В то утро, когда Дмитрий Нечаев со своим приятелем пришел на стоянку, чтобы забрать свой автомобиль, по ним открыли огонь из окна проезжавшего мимо «Москвича-412». Преступники использовали автомат Калашникова. В больнице Нечай скончался. Вскоре был задержан подозреваемый в его убийстве — другой авторитет Павел Щербинин. В доме подозреваемого при обыске милиционеры обнаружили автомат Калашникова, а баллистическая экспертиза показала, что Нечаев был убит именно из этого оружия.
Владелец игорных домов «Эсмеральда», «Князь Игорь» и «Медведь» Игорь Шуляков, по оперативным данным, тоже входил в группировку «первомайцев» . Покушение на Хипаря было совершено 14 июня 1998 года в поселке Артыбаш, где у Шулякова имелся свой особняк с дворянским гербом на мощных воротах. Киллер расстрелял обойму из автомата. Три пули угодили в цель — Хипарь был ранен в грудь, живот и бедро. Его повезли в местную больницу, а затем вертолетом доставили в новосибирский госпиталь СибВО. Там он пришел в сознание и 26 июня стал давать показания. В покушении он тогда обвинил именно Олега Иванова (Чечен), но умер на следующий день в госпитале. Похоронили Шулякова на кладбище родного поселка Барышево.
После смерти Игоря Шулякова на Первомайке стало более или менее спокойно. Центр тяжести криминальных разборок переместился в другие географические точки Новосибирска.
Федор Буров