Аудиторы провели проверку реализации госпрограммы «Устойчивое развитие села» в 2017 и 2018 гг. Расходы по программе в эти годы составили 62,1 млн рублей и 80,8 млн рублей соответственно. Финансирование снизилось втрое к уровню 2016 г. В результате чего только для того, чтобы удовлетворить заявку 772 граждан (столько человек подали документы на 1 января 2019 г.) при сохранении финансирования на уровне 2018-2019 гг., потребуется в среднем 10-11 лет.
Однако проблемы при исполнении программы заключаются не только в ее невысоком уровне финансового обеспечения, выяснили в КСП.
Деньги на ветер
Так, минсельхоз допустил нарушения законодательства в части формировании списков участников госпрограммы. В итоге двое граждан недополучили причитающиеся им 325 тысяч рублей.
Зато два других заявителя незаконно получили 2,3 млн рублей, хотя нуждающимися в улучшении жилищных условий не являлись. По данным КСП, причиной тому плохое качество проверки представленных заявителями документов.
Еще почти 600 тысяч рублей были выплачены «излишне» в результате того, что проверка стоимости и площади жилья, построенного участниками госпрограммы, не проводилась вовсе. Теперь эти деньги придется вернуть.
А еще районные власти не удосуживались рассказывать гражданам о принятых по их заявкам решениях. И вообще не очень-то информировали людей о возможностях и условиях программы. Зато, к примеру, в Маслянинском районе пятеро заявителей были включены в списки в нарушение хронологической последовательности.
Аудиторы отмечают и отсутствие контроля за ходом строительства и вводом жилья, построенного в рамках программы. В итоге 15 ее участников, получившие из бюджета больше 21 млн рублей, ввели в эксплуатацию неблагоустроенное и(или) не пригодное к проживанию жилье. А еще трое не смогли отчитаться о расходах. Деньги они потратили, а дома так и не построили.
Программа предполагает обязательства участников отработать не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы. Но 124 человека (15%) эти условия не выполнили.
Эффективная программа?
И т.д. и т.п. При этом, что интересно, региональное минэкономики признала такую реализацию программы эффективной, четырежды снижая плановые показатели в 2017 и 2018 гг. Вместе с тем, указывает КСП, «в госпрограмме установлены только количественные показатели целевых индикаторов и ожидаемых результатов, что не позволяет оценить степень достижения целей и решения поставленных задач».
А еще, продолжают аудиторы, Новосибирская область не участвовала в отборе региональных программ и не привлекала средства федерального бюджета по целому ряду направлений: на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под жилищную застройку; грантовую поддержку селян, строительство и реконструкцию объектов образования и спорта на селе, развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики.
Все эти направления реализуются за счет средств областного бюджета в рамках ряда государственных программ Новосибирской области, уточняет Контрольно-счетная палата.
Аудиторы рекомендуют региональному правительству разработать новую программу развития сельских территорий на 2020-2025 гг. И внести поправки в порядок межбюджетных трансфертов для поддержки селян.
А заксобранию рекомендовано внести поправки в законодательство и предусмотреть приоритетное право на заготовку древесины участникам госпрограмм области в сфере индивидуального строительства жилья.
В КСП отмечают, что около 80% получателей социальных выплат строят деревянные дома, но не используют право на получение древесины на льготных условиях. А это могло бы существенно удешевить стоимость строительства и, соответственно, уменьшить размер социальной выплаты, заключают аудиторы.