Старинные здания цехов Новосибирского оловянного комбината (НОК) превращаются в руины. Построенные из довоенного кирпича производственные объекты рушатся под ударами тяжелой техники. Какие метаморфозы испытывал НОК в своей современной истории и что будет на месте сносимых цехов — в материале НДН.инфо.
История одного завода
Бывший «Новосибирский завод №520», как и многое другое промышленное наследие СССР в 1990-х перешел в частные руки. Образованное в 1995 году ОАО «Новосибирский оловянный комбинат» в 2010-м попросил признать себя банкротом. В августе 2013 года компанию с кредиторской задолженностью 1,334 млрд рублей признали несостоятельной. А в 2017-м, согласно данным «Контур.Фокус», предприятие было ликвидировано.
Как писал тогда журнал «Эксперт», в 1990-е гендиректор и основной бенефициар НОК Александр Дугельный, руководивший заводом с 1998 по 2012 гг., предлагал создать на базе инфраструктуры предприятия холдинг с государственным участием. Планы не были реализованы, но в 2003 г. цена на олово вдруг стала расти.
Под задачи развития были взяты кредиты, Дугельный спешил выстроить вертикальную структуру и даже планировал перенести НОК ближе к сырьевой базе. Но в 2008 г. цены на олово упали на 40%, после чего комбинат уже не выходил из кризисного состояния. В 2011 г. Дугельный затеял переработку оловосодержащих «хвостов» — отходов производства прошлых лет, накопившихся на промплощадке. Но эта ставка оказалась ошибочной, и в июле 2013 г. на НОКе было введено конкурсное производство.
Сам Дугельный также прошел через процедуру банкротства. В декабре 2018 года бывший долларовый миллионер, в свое время его состояние оценивалось в 210 млн долларов, был «освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина».
Тогда доход некогда «оловянного короля» оценивался в 19 тысяч 111 рублей 39 копеек. Имущества, как тогда заявлялось, у него нет, бизнесом он больше не занимается. Все это Александр Дугельный доказывал с весны 2018 г., когда был признан банкротом. Он задолжал Сбербанку и ООО «Стоди» почти полмиллиарда рублей. «Задолженность возникла по договорам поручительства, в соответствии с которыми должник принял на себя обязательства отвечать солидарно по обязательствам ОАО «Новосибирский оловянный комбинат» (НОК)», — отмечалось в материалах суда.
В итоге, согласно карточке банкротного дела Дугельного на Федресурсе, из 496 млн рублей, включенных в реестр требований кредиторов, сумма удовлетворенных требований составила только 156 тысяч рублей, или 0,03% от суммы требований в реестре.
При этом еще в 2011-м году было образовано и по ныне действующее ООО «НОК», побывавшее в руках нескольких предприятий с, в определенный период времени, одними и теми же собственниками, включая ООО «Стоди». А с октября 2022 года, по данным «Контур. Фокус», НОК полностью принадлежит Александру Дугельному.
На конец 2011 года предприятие имело на балансе 985 млн рублей, выручку в 4,6 млрд рублей и чистую прибыль в 63,5 млн рублей.
Что будет после?
На пресс-конференции 18 августа мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что городские власти о планах собственника не проинформированы, заверив, что мэрия будет эти планы уточнять. Он также добавил, что речь идет о землях промышленного назначения, не подходящих под жилое строительство. Редакция НДН.инфо направила в мэрию запрос с просьбой уточнить данную информацию.
Еще в 2021 году СМИ со ссылкой на департамент строительства и архитектуры мэрии Новосибирска сообщали о планах по комплексному развитию территории в пределах ул. Ватутина, Петухова, Сибиряков-Гвардейцев, Советского шоссе и реки Тулы, куда включены также промплощадки оловозавода. Тогда сообщалось о планах разбить этот огромный участок на две части: микрорайон с жилой и общественно-деловой застройкой, и еще два микрорайона с промышленной и коммунально-складской застройкой. Территорию оловозавода тогда предполагалось рекультивировать, а производство вынести за территорию города.
Павел Быковских