Сотрудника Новосибирского авиационного клуба ДОСААФ Владимира Моргачева обвиняли в том, что именно он дал разрешение на полет неисправного самолета. Речь идет легкомоторном самолете «Вильга», который потерпел крушение на аэродроме в Бердске. Стоимость машины — около 2 миллионов рублей. В авиакатастрофе погиб ас из Новосибирска, инструктор новосибирского аэроклуба, чемпион мира 63-летний Сергей Дадыкин.
Самолет 1983 года выпуска после падения на землю сразу вспыхнул. Возгорание оперативно потушили, но спасти летчика уже не смогли. Сергей Дадыкин был одним из самых известных пилотов в Новосибирске. Он был опытным пилотом, мастером спорта СССР с общим налетом 9500 часов. Многократный победитель чемпионатов мира и России.
В тот день самолет под управлением Дадыкина поднимал в воздух планер. В какой-то момент судно стало терять высоту и упало. В воздухе самолет успел отцепить планер, поэтому безмоторный летательный аппарат и его пилот уцелели.
Причиной крушения стал отказ авиационной техники, проявившийся в «заклинивании» системы управления самолетом по каналу тангажа при переводе руля высоты из положения «на кабрирование» в нейтральное положение либо в положение «на пикирование». Проще говоря, самолет упал из-за недостающей шпильки. К такому выводу пришла комиссия экспертов.
Сам Владимир Моргачёв вину не признал. Он уверял суд, что даже не знал о том, что в самолете недавно поменяли руль высоты, который накануне сняли со списанного судна. Подсудимый заявил, что «честно выполнял предполётную подготовку в соответствии с регламентом, в которой нет требования об осмотре шпильки руля высоты».
— Сделать это практически невозможно. Шпилька зафиксирована и закрыта заводом-изготовителем, который даёт гарантию на весь срок эксплуатации самолёта. На руле высоты даже указано: руками не трогать, — сказал в суде Владимир Моргачёв.
«Владимир Моргачев нарушил требования нормативных правовых документов в области правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, технического обслуживания и ремонта неисправностей авиационной техники, в том числе и самолета «Вильга-35А». В связи с этим в период с 28 апреля по 11 августа 2017 года он разрешал допуск неисправного самолета к полетам, об обнаруженных повреждениях начальнику учреждения не докладывал, эксплуатация неисправного самолета не прекращалась», — сообщили в городском суде Бердска.
Сегодня, 27 сентября, суд Бердска признал Моргачёва виновным и приговорил к трем годам условного лишения свободы. Как сообщила представитель суда Наталья Сафронова, с подсудимого сняли обвинения в причинении смерти по неосторожности. Кроме того, Моргачева лишили права заниматься деятельностью, связанной с обеспечением безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта на срок 2 года. Наказание в виде лишения свободы назначено условно, с испытательным сроком в 3 года.
Во время следствия оказалось, что погибший пилот Сергей Дадыкин два года не посещал врача, и летал по поддельной медицинской справке. В суде установили, что лётчик имел серьёзное заболевание, при котором вообще запрещено садиться в кабину пилота.
Увы, это не первая авиакатастрофа на аэродроме Бердска. В 2014 году под Новосибирском во время учебно-тренировочного полета потерпел крушение Як-52. Самолет, в котором находились 16-летняя Виктория Горелкина и 42-летний пилот-инструктор Евгений Якимов, штопором вошел в землю со стометровой высоты и загорелся. Люди погибли, их тела сильно обгорели. Трагедия случилась 7 августа около девяти утра на аэродроме Бердск-Центральный.
Известно, что за штурвалом в момент катастрофы находилась 16-летняя Вика Горелкина. Девушка была курсанткой Сибирского авиационного кадетского корпуса, которым руководит заслуженный военный летчик Владимир Горелкин, ее дедушка. Через два года, в августе 2016 года, виновным в трагедии признали бывшего начальника авиаклуба ДОСААФ Сергея Сметанина. Его приговорили к 3 с половиной лет лишения свободы в колонии.
А в мае 2005 года разбился такой ЯК-52, пилотируемый серебряным призером чемпионата России по авиасамолетному спорту 22-летней Полиной Карасёвой. Девушка погибла мгновенно. Одна из причин произошедшего — Полина, летный стаж которой составлял почти триста часов, во время отработки фигур высшего пилотажа потеряла сознание. Карасёва была племянницей чемпиона мира по высшему пилотажу на планерах Алексея Пименова. Она, так же как и Виктория Горелкина, и Сергей Дадыкин не представляла свою жизнь без неба.
Федор Буров