i
erid: 2SDnjcNRSGj

Молочные реки далеко не молочные

В конце ноября в России разразился новый «молочный» скандал. С Минсельхозом в неожиданный клинч вошла компания Danone. Началось все с выступления министра сельского хозяйства Николая Федорова. На совещании по развитию животноводства в СФО он обратился к губернаторам с просьбой внимательнее отнестись к деятельности крупных молочных производителей на российском рынке. В ситуации разбирался корреспондент НДН.инфо.

На совещании министр сельского хозяйства заявил следующее: «Мы субсидируем хозяйства из бюджета, они (транснациональные корпорации, — ред.) покупают по дешевке молоко, добавляют в него пальмовое масло и превращают это в молочный продукт, вводя в заблуждение нас всех. В этой молочной продукции остается 10–20 % молока, остальное — растительные масла», — цитирует «Интерфакс» речь министра. Иными словами, иностранные монополисты наносят ущерб отечественному сегменту. И вместо молочных продуктов кормят россиян суррогатом.

Директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Владимир Лабинов добавил, что преобладание транснациональных компаний в регионах приводит к закрытию местных заводов, в том числе и в Новосибирске. А также к падению закупочных цен. Производство молока становится делом нерентабельным. Вдобавок сокращается поголовье скота.

В российском представительстве Danone на высказывание министра отреагировали незамедлительно. Оскорбившись, что их молочные реки отнюдь не молочные, в Danone потребовали опровержения сказанного. А на сайте опубликовали гневный пресс-релиз.

«Мы, Danone Россия, и все наши сотрудники глубоко оскорблены данным заявлением. Мы не только возмущены подобными высказываниями должностного лица, но расцениваем их как прямую клевету, наносящую ущерб нашей репутации как в России, так и во всем мире. Danone Россия показывает пример всей отрасли высокими стандартами качества и безопасности выпускаемой продукции, что неоднократно было подтверждено проверками Роспотребнадзора … и других контролирующих органов».

В сообщении также говорится, что Danone производит продукты исключительно из натурального молока. И лишь глазированный сырок выпускается на основе растительных жиров. И то сторонней организацией и по контракту. Информацию о составе сырка любой потребитель может прочитать с упаковки.

Но если дела действительно обстоят так, к чему такая бурная реакция? Или себя узнали?

В Новосибирске «молочный» скандал разгорелся еще в 2009 году. Когда была проведена независимая экспертиза питьевого молока. С привлечением общественных организаций. Тогда в образцах продукции крупных переработчиков наличие молока все-таки обнаружили. Только восстановленного из сухого. Эти же результаты показала экспертиза, проведенная в Кемерово. В продуктах малых и средних предприятий подобного факта не выявили.

После этого СМИ стали публиковать сообщения переработчиков молока. Которые открыто сомневались в том, что кто-то на законных основаниях может проводить независимую экспертизу их продукции. А также грозились привлечь независимых экспертов к ответственности с подключением органов власти.

Власть к процессу подключилась. Особенно в лице тогдашнего руководителя Роспотребнадзора по НСО Валерия Михеева. А руководитель департамента агропромышленного комплекса НСО Виктор Гергерт обратился в Прокуратуру НСО. Дабы удостовериться в законности проведенной экспертизы.

«Прокуратурой области рассматривается обращение руководителя Департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области о законности проведения НП «Сибирский федеральный центр оздоровительного питания» исследований и подготовки заключений … молочной продукции…», — значится в письме Прокуратуры Новосибирской области от 25 августа 2009 года № 7-649-2009.

Ответ пришел 17 сентября 2009 года. Результаты проверки были очевидны всем. Но не авторам запроса. «Прокуратурой области … проведена проверка по вашему обращению … Некоммерческим партнерством «Сибирский федеральный центр оздоровительного питания» не допущено нарушений закона при проведении исследования и подготовке заключения … в частности молока пастеризованного».

Практически сразу по «горячим следам» регионального «молочного» скандала прошелся главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Он прямо заявил, что «Вимм Билль Данн» и «Юни Милк» — «два монополиста … пытаются решить собственные вопросы за счет малоимущего населения и за счет государства… И обманывают государство, разбавляя сухое молоко и выдавая его за молоко питьевое». Тогда в эфире радиостанции «Вести FM» Онищенко заявил, что «они решили организовать из России некую свалку», а их задача — «развалить российский внутренний рынок, ликвидировать мелких переработчиков … и стать монополистами, разводя и бадяжа сухой порошок, выдавая его за российское молоко».

По мнению Онищенко, белок сухого и белок натурального молока — вещи разные. Сухое молоко получается при температуре 130 градусов, на выходе от белка ничего не остается, кроме «обломков». Этот белок более аллергенен и менее качественный.

При сушке у молока меняется структура. Пищевая и биологическая ценность снижаются в разы. Соли кальция становятся нерастворимыми и не усваиваются организмом. А содержание растворимого кальция и фосфора в сухом молоке гораздо ниже, чем в натуральном.

Координатор общественной организации «Родительский комитет» Владимир Кириллов рассказал корреспонденту НДН.инфо, как после проведения экспертизы общался с представителем компании «Юни Милк». «Она хорошую фразу сказала: «Ну и что, что вы обнаружили сухое молоко? В вашем техрегламенте запрет есть, а технологии определения сухого молока нет». И на тот момент была права. Это значит, что вместо молока используется молочный напиток. Берется сухое молоко, разводится. Но где берется?..».

А ввозится сухое молоко из-за границы. Многие годы. Дешевое. Вот почему и не нужным становится куда более полезное местное, натуральное. Еще когда Онищенко обвинил «Данон» и «Юни Милк» в том, что они подрывают сельское хозяйство в России, корпорации прямо заявили, что ограничение на ввоз сухого молока из Белоруссии приведет к росту цен и перебоям поставки молока на прилавки магазинов. И это можно считать открытым признанием того, чем они действительно занимаются.

Владимир Кириллов уверен — малый молочный бизнес в России уничтожается. Монополисты скупают все предприятия. Те, в конечном итоге, либо банкротятся, либо закрываются.

«Идет страшная монополизация рынка, — считает Кириллов. — Мне непонятно, куда смотрит антимонопольная служба. Вместо отстаивания каких-то там закупок лучше бы обратили внимание на объемы оптового и розничного рынка «Юни Милк» и «Данон». Ведь все скупаемые заводы им по факту не нужны. Производственный цикл американских корпораций не соотносится с уровнем производства сырого молока. Правильно сказал министр Федоров — «Рынок монополизируют, сливки снимают». В Новосибирских магазинах молочные прилавки фактически монополизированы. Мелкому бизнесу прорваться на них очень трудно».

Итак, транснациональные молочные корпорации многие годы производили для нас молоко во многом из сухого зарубежного порошка. И не желая в этом признаваться, гневно пытались опротестовать всяческие неприятные местные экспертизы. Ныне порошковое молоко – уже факт. И факт неоспоримый. А сегодня «Мы, Danone Россия глубоко оскорблены» сообщением министра сельского хозяйства о наличии в молоке пальмового масла. Что ж, на то они и экспертизы, чтобы доказать. И, скорее всего, докажут. Вот только как дальше быть, когда рынок уже монополизирован?

Ведь Мы, Россия – ну та, которая не Danone, все же хотели бы сами пить, и детей поить своим, натуральным молоком, а не порошковой или пальмовомасловой субстанцией. Но вот где его теперь брать-то, натуральное, когда его уже и производить некому…

Александр Ярошевский

Фото из открытых источников

Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!

Exit mobile version