Известный в Новосибирске бёрдвотчер Василий Медведев сфотографировал парящего над городом огромного орлана. «Фото было сделано возле маяка на Шлюзе. Орлан был не один. Их как минимум трое, а, возможно, и больше. Орланы поселились в Новосибирске по причине того, что вода после сброса с плотины не замерзает и им легко охотиться на оглушенную рыбу», — предположил натуралист-любитель.
При крайней малочисленности орлан (дальний родственник настоящих орлов) хорошо известен многим россиянам. Орлан был даже объявлен птицей года с целью привлечь внимание к проблемам изучения и сохранения одного из наиболее уязвимых краснокнижных птиц.
«В мировой фауне насчитывается семь видов орланов. На дальневосточном побережье России довольно обычен белоплечий орлан. В Сибири встречается ещё один вид под названием орлан-долгохвост, который до сих пор практически не изучен, — говорит орнитолог Алексей Яновский. — За 30 лет экспедиционных поездок мне стало известно всего о нескольких жилых гнездах орланов-белохвостов».
Примечательно, что полностью белым хвост у орлана становится лишь в пятилетнем возрасте, поэтому не совсем взрослый орлан похож на беркута или могильника. Беркут и орлан — птицы очень большие, размах крыльев и у того, и у другого достигает двух с половиной метров при весе до семи килограммов.
Огромной птице и корма требуется немало. Весной орланов выручает обилие мёртвой рыбы на водоёмах. Затем основным кормом им служат полуживые лещи и язи, «нашпигованные» гельминтами, а также нелётные молодые и линяющие водоплавающие птицы. Осенью они ловят подранков уток и лысух. Почти полгода с конца октября по начало апреля орланы проводят в странствиях к местам зимовки и обратно. Строение тела, неманевренный полет, повадки при поиске корма, — всё рассчитано лишь на схватывание с поверхности воды крупной добычи. Специалисты по их содержанию в неволе считают важным условием успешного размножения орланов наличие в их рационе рыбы.
Из причин, которые объясняют низкую численность орланов в Сибири, орнитологи называют две основные: гибель птиц от ударов током на ЛЭП и от выстрелов охотников. Кстати, близкий родственник нашего орлана, американский белоголовый орлан, решением Конгресса США удостоился чести стать государственной эмблемой, поскольку орлан по кличке Старина Эйб («тёзка» Линкольна) прошёл в отряде добровольцев-северян всю войну и вышел невредимым из 22 сражений, хотя его насест был изрешечен пулями.
Ученые Новосибирска тоже при выборе эскизов для создания герба Новосибирской области предлагали рассмотреть вариант присутствия на нём изображения орлана-белохвоста.
То, что величественные орланы поселились в Новосибирске, ученые называют нонсенсом. Подобного нет ни в одном городе мира.
«У нас оседлая популяция. Они никуда не улетают и зимуют в Сибири. Орлан-белохвост внесён в Красную книгу РФ и его убийство преследуется по закону, — говорит орнитолог Елена Шнайдер. — Стрельба также является наказуемым нарушением, поскольку квалифицируется как стрельба в городской черте. Только полное отсутствие уважения к жизни может объяснить желание расстрелять свободного красивого орла. Но увы, отсутствие таких важных качеств не является поводом для отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия. Так что действительно стоит опасаться».
Опасаясь браконьеров, экологи и бёрдвотчеры не выдают точного места гнездования орланов в Новосибирске. «Они зимуют там же, где гнездятся, если есть открытые участки рыбных водоёмов, — добавила Елена Шнайдер. — К сожалению, наши орланы поселились около стройки нового ЛДС. Там была чудесная роща. Прямо в центре города. Они там гнездились».
По словам сотрудника Ботанического сада СО РАН и известной в Новосибирске защитницы лесов Натальи Прийдак, перевезти куда-то орланов, увы, нельзя. «Это вольная птица и живёт там, где ей удобно, а если становится неудобно, то не живёт. Погибает. Хочу добавить, что уничтожение мест обитания краснокнижных видов регулируется федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «О животном мире». Это попадает под действие Уголовного кодекса РФ, статья 259 «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ».
Новосибирские экологи региона дали отрицательное заключение на строительство нового ЛДС и привели несколько аргументов в пользу того, что на выделенном месте строить вообще ничего нельзя. Кроме орланов-белохвостов может пострадать и речная выдра.
Федор Буров