Грабь заработанное!
Взглянем на сегодняшнюю дань глазами хана Тохтамыша.
– Налоговые органы Золотой Орды, наверное, обзавидовались бы. Они с помощью огня и меча брали какие-то жалкие 20%. Сегодня в России работники, а точнее работодатель, платит в разы больше. Считаем: подоходный налог (НДФЛ) в размере 13% от фонда оплаты труда (ФОТ), социальные взносы в размере 30% ФОТ, включающего НДФЛ, а также налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20% от суммы ФОТ и социальных взносов.
Например, предприниматель хочет выплатить работнику на руки 100 рублей. При этом он должен уплатить НДФЛ, соцвзносы и НДС. Общая сумма налогов составит 79,74 рубля. Представляете себе! На 100 рублей зарплаты почти 80 рублей налогов! А предприниматель должен получить минимальный доход, то есть просто выйти в ноль, в размере 179,74 рубля. А еще есть налог на прибыль — 20%, налог на имущество предприятий — 2, 2, транспортный налог, налог на землю — специально для «Аргументов недели» подсчитал д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга Владимир Кашин.
А что будет кушать этот самый предприниматель? Ведь доходность дела должна быть более 200%. Что это должно быть? Наркотики? Оружие? Живой товар злодея Негоро? Получается, как говорят в народе, «жену отдай дяде. А сам иди… лесом».
Тут есть еще один хитрый момент. Фактически работник, предположим кузнец на военном заводе, денег, которые уходят на налоги, то есть непонятно куда, не видит. Вот если бы он получил, скажем, тысяч 35 (медианная, то есть самая распространенная зарплата в 2019 году) и собственными ручками отнес 16 тысяч в банк на адрес ФНС, а потом г-н Силуанов перевел бы его кровные в закрытую часть бюджета, то булыжник, оружие пролетариата, показался бы властям детской игрушкой. А уж что творилось бы на выборах! Никакой Чуров не помог бы партии, которая одобряет такие налоги.
Сколько-сколько?
Нигде в мире, который принято считать цивилизованным и развитым, промышленность реальных секторов экономики не уничтожают так цинично, как в «демократической» России. Понятно, что властвующим представителям финансового олигархического транснационального капитала реальное производство — нож острый в спину. Задушить антагониста — дело принципа и способ выживания. Душат как могут, вынуждая либо закрыться, либо продать на металломом оборудование и бежать из страны.
— На одном из совещаний по развитию агропромышленного комплекса Владимир Путин поинтересовался у производителя комбайнов и тракторов Константина Бабкина, почему он не переводит свой тракторный завод из Канады в Россию? В ответ Бабкин озвучил такие цифры: если завод в Канаде получил бы прибыль в размере 16 миллионов долларов, то в России понес бы убытки в 21 миллион тех долларов. Почему? В Канаде налоги обошлись бы в 48 миллионов, а родина содрала бы уже 74 миллиона долларов. В Канаде кредиты под 2%, а у нас минимум под 11%.
Справедливости ради надо отметить, что одну из десяти моделей он всё-таки перевёл в Ростов, но только после девальвации рубля в 2015 году. И вот прошло более шести лет после разговора с Путиным. Ничего не изменилось, разве только НДС вырос на два процента, — приводит классический пример к.т.н., президент ЭАЦ «Модернизация», почетный профессор Московского налогового института РосНОУ Михаил Абрамов.
По словам Абрамова, если сравнить нагрузку на предприятие в США и России, то картина будет еще печальнее: «Там действует прогрессивная шкала подоходного налога, при которой доход около тысячи долларов в месяц налогом не облагается, социальные взносы — 13, 3% (у нас 30%), где нет НДС (горячий привет Кудрину и его американским советникам!) и налога на имущество предприятий (у нас 2, 2%), где расходы на приобретение оборудования стоимостью до 2 миллионов в год уменьшают налоговую базу прибыли и налогом не облагаются. Получается, что налоговая нагрузка на среднестатистическое предприятие в России в 5–8 раз (!) выше, чем в США».
Понятно, если промышленник в таких условиях работает «в белую», платит все налоги и спит спокойно, то он спит на кладбище. Сама система вынуждает сокращать издержки, например на зарплатах рабочим, качестве комплектующих, условиях работы. Нужно мухлевать с фондом оплаты труда, платить серые зарплаты и т. д. и т. п. И в любом случае весь этот налоговый пресс давит на конечного потребителя. На нас с вами.
— Российские товары сознательно делают неконкурентоспособными не только с чисто импортными товарами, но и с товарами других стран, которые изготовили на территории России. Иностранцы, прописанные здесь, имеют серьезные льготы и платят минимум налогов. В результате такой «конкуренции» российские пока ещё полуживые предприятия не загружены из-за отсутствия спроса. Коэффициент загруженности мощностей в обрабатывающей промышленности составляет около 60%, в том числе в отрасли «Производство машин и оборудования» — 35, «Электротехника и приборостроение» — 34, «Производство транспортных средств» — 38. Износ основных фондов в целом по России составил 47,3%. Обновлять их не на что. «Денег нет, но вы держитесь». Сегодня в основном работают отрасли, связанные с продукцией для госзаказа или оказывающие услуги, которые производятся на месте и не конкурируют с импортом: дороги и мосты, вооружение, бытовые услуги и услуги ЖКХ, — с горечью говорит кандидат технических наук Михаил Абрамов.
Мы уже приводили эти страшные цифры уничтожения отечественной промышленности. Но будем повторять и повторять их, пока до власти не дойдет.
С 1991 года уничтожено около 80 тысяч крупных и средних промышленных предприятий, в том числе более 35 тыс. предприятий – после 2005 года. Выпуск продукции в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Примерно 10% работающих в России предприятий находятся в предбанкротном состоянии. После кризиса 2014 года ежемесячно банкротилось от 1000 до 1050 предприятий.
За годы Великой Отечественной войны было разрушено 32 тысячи средних и крупных предприятий. Восстановлены в течение первой послевоенной пятилетки. Сегодня никто и ничего восстанавливать не собирается. Не для того убивали конкурента — российскую промышленность, чтобы ее возрождать из пепла.
Преданья старины глубокой
ГОВОРЯТ, что налоги придумал дьявол. Врут, завистники! Налоги придумало существо хуже дьявола — сам человек. Хотя, как утверждают знатоки вопроса, первым налоговым инспектором был бог торговли, хитрости, обмана и лукавства господин Гермес. Он ходил по Олимпу и сшибал пятаки с других богов. Увидит Артемиду, богиню охоты, — возьмет шкурками. С Посейдона — рыбой. С Аида — мертвыми душами. С Афродиты — понятно чем. Только к старику Зевсу побаивался подходить. Тот крут был на расправу. А кто платить отказывался, к тому приходил хромой и косой, но с огромным молотом Гефест, вероятно, первый коллектор.
В то золотое время народонаселение фактически платило всего две «десятины». Одну в храм, вторую — в пользу правящего режима. То есть 20% от дохода. Древняя Русь не отставала от модных древнегреческих тенденций. Во времена «татаро-монгольского ига» мы платили твердую дань (или налоги) Золотой Орде в размере 10% от дохода русичей. Кроме того, отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников, единовременные военные выплаты. Все равно «на круг» налоги составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а с середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6–12% от собранной дани, и это в том числе позволило им провести централизацию Руси. Москва до сих пор собирает дань со всей страны. А у кого в руках казна, тот «танцует» короля.
Имитация деятельности
Как только речь заходит просто о попытках каким-то образом запустить гражданское промышленное производство: инвестировать в постройку или сохранение завода или фабрики, срезать налоговую нагрузку, обеспечить госзакупки произведенного товара, — как на говорящего эту крамолу набрасывается вся свора правительственных монетаристов. Инфляция, мол, неустойчивость таргетирования, все разворуют. Вкладывать можно только в добычу нефти и газа. Вот тут отдача! Вот тут экспорт! Вот тут развитие экономики и инвестиций — как грязи.
И, несмотря на все камлания Владимира Путина о смене курса с углеводородного развития страны на высокотехнологичное, эта «ОПГ» ультрамонетаристов только наращивает объемы экспорта сырой нефти. По данным ФТС, в 2013 г. мы отправили на экспорт 585 765 тысяч тонн минеральных продуктов (98% — нефть и нефтепродукты). А в 2018 году — уже 689 883 тыс. тонн (98,2% — те же самые нефть и нефтепродукты).
Зато на десятки миллиардов ежегодно (2013 год — 92, 5 млрд долларов, 2018 год — 73, 6 млрд долларов) завозили товары из позиции «Машины, оборудование, аппаратура». Откуда? Китай — 31, 5% и Германия — 12, 4%. А что именно? Барабанная дробь! «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» — 61, 3% и «Электрические машины и оборудование; звукоаппаратура, телеаппаратура; их части» — 38, 7%. Вот такой вот «качественный рост» экономики.
Была такая ооновская программа у Ирака — «Нефть в обмен на продовольствие». Когда на мировых рынках нефть буквально меняли на еду, лекарства, предметы первой необходимости. У нас программа называется: «Нефть в обмен на китайские приставки для цифрового ТВ». Сами мы уже сделать их не можем. Радиоэлектронная промышленность практически умерла. Только небольшой осколок сохранился в ОПК.
И это тоже результат российского «рая для предпринимателей», как однажды обмолвился Дмитрий Медведев. На первый взгляд до власти вдруг стало доходить, что «что-то пошло не так». Один из самых рьяных сторонников выжимания налогового сока из заводов и людей — первый вице-премьер и министр финансов одновременно Антон Силуанов неожиданно брякнул: «30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки. И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами».
Причем брякнул не абы где, а на Гайдаровском форуме, который иногда называют «шабашем монетаристов». То ли у мистера «ни рубля в реальную экономику» накипело, то ли это был отвлекающий маневр, но и после его слов ничего не изменилось. Хотя вице-премьерской и министерской власти хватает, чтобы перепахать все налоговое поле. Ведь именно Минфин является автором всего этого безумия. И руководил тогда этим ведомством тот самый либерал и демократ Алексей Кудрин. Говорят, что НДС активно навязывали американские советники из МВФ. Вот Леонидыч и не устоял. Сегодня кается и рвет на себе волосы из Счетной палаты. Но его же ученики посылают его же подальше!
Ровно год назад и Дмитрий Медведев утвердил заумный план мероприятий «Трансформация делового климата», включающий более сотни мер по двенадцати направлениям на 105 страницах.
– Направление №11 это как раз «Налоговое администрирование и фискальная нагрузка». Там говорится о чем угодно, например о «компенсации налога на добавленную стоимость иностранным гражданам при вывозе приобретенных в России товаров (система tax free)» или о «включении оценки эффективности налоговых льгот и иных преференций в основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Но ни полслова об ослаблении налогового пресса для отечественной промышленности! Никаких фискальных проблем они решать вообще не собираются. Это — или полная некомпетентность экономического блока правительства, или они это делают сознательно, чтобы добить российское реальное производство, — возмущается Кашин.
В современном мире налоги, которые «неизбежны, как смерть», определяют всю структуру экономики. Они — как волшебная палочка Гарри Поттера. Махнул в одну сторону: «Остолбеней!» — и вся экономика или ее отдельные сектора остолбенели. Махнул в другую: «Отомри!» — и пошли колесики крутиться! Правительственные Волан-де-Морты «остолбеней!» командуют всему, что может составить конкуренцию мировым грандам глобального рынка. Кроме, естественно, углеводородного сырья. Это место нам отвели в мировой торговой цепочке не только западные партнеры, но и доморощенные министры. Вот только непонятно, по глупости они это делают или по чьему-то указанию?
Мечты о будущем
В майском указе от 2018 года Владимир Путин в очередной раз поставил задачу к 2024 году наконец-то войти или ворваться в пятерку крупнейших экономик мира. Все экономические гуру, как российские, так и зарубежные, говорят, что это решаемо только одним способом — радикального оживления внутреннего потребительского спроса. И не через кредитование, сливки с которого снимают и без того жирные банковские коты, а через банальное увеличение количества денег у простых людей. То есть надо больше платить и меньше выжимать.
Противники сразу начинают подло бить под дых: «Повышение зарплат и снижение налогов приведет к дисбалансу бюджета и невозможности исполнения социальных обязательств». Привычно врут как дышат.
— Пора уже перестать идти на поводу у олигархата и ввести прогрессивную шкалу подоходного налога со следующими ставками: 0% при доходе до 20 тысяч рублей в месяц, 13% — от 20 до 250 тысяч, 30% до 1 миллиона и 50% — свыше миллиона. Повышение налогов при введении этой шкалы почувствует менее одного процента россиян. (Например, ВТБ оценил число россиян с доходами выше 120–150 тыс. руб. в месяц в 1, 3 млн человек, или 0, 9%.) Расчеты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала, то ВВП России был бы на 30–50% выше, чем в реальности, — предлагает Кашин.
Большинство разумных экспертов уже давно кричат, что НДС в 20% — это безумие и вредительство. А уже его возмещение сырьевым российским шейхам — это просто грабеж всей страны.
— По нашим оценкам, вполне реально снизить ставку НДС до 8% (как, например, в Японии), но при этом изменить методику расчета НДС, оптимизировать льготы по НДС и отменить возмещение НДС экспортерам сырья. Потому что это узаконенное мошенничество. Смотрите: с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС — в 16 раз. Это значит, что значительная доля НДС, а именно 67,5%, возмещалась незаконно. Было бы наивно думать, что сегодня ситуация изменилась. Экспорт России в 2018 году составил 450 миллиардов долларов. Доля экспортеров сырья (нефти, газа, металла, удобрений и др.) — около 80% или 360 миллиардов тех же самых долларов. Им, и без того пухнущим от денег, возместили НДС почти на 65 миллиардов долларов или 4, 08 триллиона рублей! Четыре триллиона! Весь бюджет страны — 20 триллионов. Если же считать только незаконную часть возмещений, дополнительный доход бюджета составит 2,75 триллиона! Вы понимаете, о каких суммах идет речь?! Да страну можно было бы за пять лет поднять, — горячится президент ЭАЦ «Модернизация» Михаил Абрамов. По его словам, все наработки ученых, все конкретные предложения по совершенствованию налогообложения направлялись в правительство. Но в ответ — только отписки.
Недавно в «АН» вышел материал «Этот стон у нас «деньги» зовется», в котором эксперты с цифрами в руках доказали, что если бы добытая нефть принадлежала государству, а не частным компаниям, то бюджет был бы толще на 8, 5 трлн рублей в год. А если бы этим частникам еще и не компенсировали НДС, то смело бросай на счеты ещё 4 триллиона. Это фактически половина бюджета страны.
В первом случае нужно всего лишь постановление правительства. Во втором — поправки в закон, которые бы проскочили мигом. Если бы их внесло то же самое правительство. Ау, кто-нибудь слышал хотя бы о попытках вернуть в казну 12 с половиной триллионов рублей в год? Тишина в ответ…
Поэтому, когда мистер «денег нет, но вы держитесь» будет в очередной раз говорить что-то о патриотизме и государственности, вы вспоминайте про эти 12 триллионов в год. Когда министр здравоохранения страны будет лепетать о том, что у нас нет денег на лекарства для умирающих детей, спросите ее о 12 триллионах. Когда социолог, отвечающий за промышленность, будет хрипеть, что у нас нет денег построить свои самолёты, поэтому мы будем кормить американский «Боинг», напомните ему о 12 триллионах…
Когда весь кабинет министров знает, где «лежат» 12 триллионов, и каждый год зажмуривает глаза, когда как свое великое достижение они увеличивают МРОТ, на который только выживать, на 50 рублей, то кому служат все эти люди? России? Скорее всего, это враги если не всего рода человеческого, то российских граждан — точно!
Циник Бжезинский сказал несколько лет назад, имея в виду российскую власть: «Вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша?» По-моему, ответ очевиден.
«Аргументы Недели», Александр Чуйков