Пункт «создание (проектирование, строительство) областного онкологического диспансера на 600 посещений в смену промелькнул в презентации замминистра — в «перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессий».
При этом Лев Решетников дважды обмолвился, что этот список — не более чем «перечень идей» и «декларация готовности рассматривать предложения от инвесторов». То бишь по государственной инициативе онкоцентр строить в Новосибирской области никто не собирается?
Смертельная «пауза»
Проектно-сметную документацию онкоцентра ждали еще в 2018 году. Но в конце года стало известно, что проект откладывается. Министр здравоохранения региона Константин Хальзов тогда называл перенос сроков «просто паузой» и уверял, что в 2019 году будет разработана вся необходимая проектно-сметная документация, а в 2020 году начнется строительство центра.
«Просто взяли чуть-чуть паузу на один месяц, для того чтобы адекватно и взвешенно подойти к той концепции, которая будет принята в регионе», — говорил министр в ноябре 2018-го.
«Просто пауза на один месяц» с тех пор сильно затянулась. В августе 2019 года было утверждено техзадание онкоцентра. Но на этом все. В конце ноября НДН.инфо в минздраве сообщали, что «вопрос строительства онкологического центра прорабатывается (…) медико-техническое задание на строительство направлено в министерство строительства Новосибирской области (…) ведется работа по выбору земельного участка под строительство областного онкологического диспансера, а также подхода к его финансированию».
И вот этот подход на сессии законодательного собрания в четверг, 23 января, и озвучил замминистра экономического развития региона. Г-н Решетников с коллегами предлагает ждать инвестора с концессией…
Вместо онкоцентра
Как показывает практика, при таком подходе никакого инвестора можно вовсе не дождаться, либо на чиновничий стол ляжет очередная концессия, в которой будут прописаны цифры с десятком нолей, которые тем или иным способом будет предложено перевести из бюджета региона в частный карман. Так было с четвертым мостом, так было с мусорной концессией.
Есть и еще один вариант — под видом онкоцентра реализовать полностью коммерческий проект, который в лучшем случае будет иметь хоть какое-то отношение к медицине. Но к частной медицине, куда с полисом ОМС и на порог никого не пустят.
Еще в начале 2017 года «крупный онкоцентр» новосибирцам обещали построить в сосновом бору, для чего, по словам инвестора, необходимо было бы перевести территорию бывшей гостиницы-профилактория НЗХК в зону ОД-1, позволяющую строительство жилья до 50 этажей.
«Являемся собственниками земельного участка, на котором расположена заброшенная семиэтажная гостиница НЗХК. Мы хотели бы внести на рассмотрение вопрос о смене зоны Р-3 на ОД-1 для этого земельного участка. Планируем построить здесь общественно-деловой центр с медицинским уклоном — крупный онкоцентр, который бы работал по экстерриториальному признаку», — рассказывал на публичных слушаниях три года назад некий Николай Мошкарин, доверенное лицо новосибирского предпринимателя Алексея Перехожева.
Участники слушаний от такого «онкоцентра» тогда отказались, заметив, что для строительства медучреждения на участке никакого перезонирования не требуется, а в случае установления там зоны ОД-1 уже никто не сможет остановить застройщика, если он вдруг решит строить там жилье.
Также в сосновом бору, только со стороны 25-й медсанчасти в конце прошлого года началось строительство еще одного «онкоцентра». Причем в мэрии и минстрое тогда заявляли, что разрешений на строительство они не выдавали. Депутат от округа Павел Чернышев публиковал первую страницу разрешения на строительство от Росатома.
фото Александра Лунина
Частный инвестор, ООО «Топатомклиник» (совладельцем и директором компании выступает известный в Новосибирске девелопер Владимир Мартыненков), согласно данным минздрава, строит на этом участке «Центр молекулярной визуализации».
Однако это также совсем не то, чего годами ждут новосибирцы.
Центр молекулярной визуализации, или ПЭТ-центр, намеревались открыть еще во II квартале 2018 года. В 2016 году проект в правительстве области представлял руководитель научно-производственных проектов клиники им. Е. Н. Мешалкина Артем Стрельников. Рядом с ним на презентации сидел и нынешний руководитель «Топатомклиник» Владимир Мартыненков.
Стрельников тогда отмечал, что центр мог бы проводить по 18 тысяч исследований в год средней стоимостью 45 тысяч рублей за каждое. Прежде подобный, как его еще называют ПЭТ-центр, пытались разместить возле клиники Мешалкина. Однако общественность выступила против и смогла отстоять покрытый хвойными участок.
Словом, стройка у 25-й медсанчасти — это снова никакой не онкоцентр. Да и зачем он частнику… Ему интересней брать деньги за диагностику — максимум прибыли, минимум ответственности. А лечение онкобольных — это, безусловно, задача государственной важности. А оно, государство, сначала в лице облздрава ставит этот жизненно важный вопрос «на паузу», а затем уже в лице минэкономики — предлагает подождать концессионера…
На учете в Новосибирской области состоит больше 80 тысяч онкобольных. Ежегодно число новосибирцев с диагнозом «рак» увеличивается более чем на 12 тысяч человек.
Павел Быковских