Как свидетельствует медицинская статистика, самым распространенным видом злокачественных опухолей у женщин является именно рак молочной железы, и число заболевших с каждым годом растет. Причем выявить рак молочной железы на ранней стадии очень сложно: опухоль, прогрессируя, долгое время никак не дает о себе знать – больная не чувствует ни боли, ни других неприятных ощущений. А именно ранняя диагностика дает хорошие шансы на излечение. Поэтому врачи так настаивают на регулярной диспансеризации, которая позволяет вовремя выявить болезнь и начать лечение. О новом перспективном направлении научных исследований в данной области, позволяющих вылечить рак молочной железы без хирургического вмешательства и других важных аспектах, связанных с профилактикой и лечением данного вида заболеваний нам удалось побеседовать с заведующим отделением опухолей молочной железы Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Н.Н. Петрова Минздрава России доктором медицинских наук профессором Петром Криворотько.
— Петр Владимирович, в чем причина роста числа заболеваний раком молочной железы?
— Для этого существует множество причин. Одна из них — увеличение продолжительности жизни. А поскольку рак молочной железы — заболевание, наиболее часто встречающееся у представителей старшей возрастной группы, это и привело к тому, что большее количество женщин стало сталкиваться с данной проблемой. Еще одна причина — ранняя выявляемость. У нас предусмотрена бесплатная диспансеризация, в рамках которой женщины проходят маммографию. И опухоль стали чаще обнаруживать уже на ранних стадиях. Поэтому получается, что заболеваемость растет, но и показатели успешности лечения рака молочной железы тоже возрастают. Самое главное, что это заболевание хорошо лечится на ранних стадиях, и в случае проведения правильного и своевременного лечения есть хорошие шансы избавиться от болезни полностью.
— Ваш институт проводит клинические исследования методики по безоперационному лечению агрессивного рака молочной железы. Расскажите об этом подробнее.
— Современные стандарты лечения рака молочной железы подразумевают хирургический этап лечения, а это часто приводит к результатам, которые негативно влияют на качество жизни. Мы действительно очень неплохо научились лечить рак молочной железы, но помимо того, чтобы излечить от болезни, очень важно сохранить жизнь женщины такой, какой она была до диагноза. Чтобы после прохождения агрессивного, токсичного лечения, иногда связанного с побочными эффектами, женщина возвращалась в общество и не испытывала трудностей. Хирургический этап лечения подразумевает операцию, которая предполагает даже удаление молочной железы, и это приводит к инвалидизации и большой психологической травме. И наши исследования проводятся в том числе и для снижения объема хирургического вмешательства. Протокол клинических исследований мы достаточно амбициозно назвали «Отказ от хирургического вмешательства на молочной железе после предоперационной химиотерапии». Есть пациенты, которые имеют очень хорошие шансы получить замечательный ответ после проведения химиотерапии, который можно оценивать как полный патоморфологический регресс. Простыми словами: назначение системной терапии приводит к тому, что в организме женщины не остается признаков опухолевого роста. Нам нужно доказать, что химиотерапия действительно помогла, а для этого нужен механизм, подтверждающий, что опухолевых клеток нет. В нашем протоколе мы подразумеваем, что к нам приходит женщина, которая проходит полную диагностику. Мы получаем доказательство того, что у нее — начальная стадия рака, и что этот подтип опухоли хорошо ответит на соответствующее лечение. После лечения мы проводим новое обследование, которое должно подтвердить, что признаков опухоли в молочной железе нет. Мы выполняем вакуум-ассистированную биопсию — процедуру, которая позволяет с помощью небольшого прокола забрать достаточное для исследования количество ткани молочной железы. Эта процедура относится к малоинвазивным вмешательствам и не изменяет форму молочной железы. Затем в лаборатории наши коллеги-морфологи под микроскопом исследуют материал, чтобы понять, есть опухолевые клетки или нет. Далее пациентка подвергается стандартному протоколу, который включает лучевую терапию, и если требуется — продолжение системной терапии для профилактики возможного рецидива. Основная цель этого исследования — обезопасить женщину от эффективного, но при этом достаточно калечащего хирургического вмешательства по удалению молочной железы. Потому что какие бы замечательные конструкции мы и наши коллеги не внедряли, своя молочная железа, конечно же, намного лучше вновь созданной. В данное исследование вошли 36 женщин. Им была проведена процедура, и в 28 случаях мы доказали, что опухолевых клеток нет. Сейчас период наблюдения продолжается.
— Кто может попасть в ваше исследование?
— Набор еще продолжается, но так как исследование трудоемкое, мы не можем включить всех желающих. Необходимо соответствие определенным критериям: иметь раннюю стадию заболевания и соответствующий биологический подтип, при котором опухолевые клетки на фоне системной терапии будут погибать полностью.
— Когда будут готовы окончательные выводы?
— Результаты окончательного исследования будут предоставлены, скорее всего, в 2025-2026 году, когда мы получим данные пятилетней выживаемости — это стандартный показатель эффективности метода лечения. Но и 35 месяцев, которые мы наблюдаем наших пациентов — тоже неплохой срок, который показывает, что мы движемся вперед и делаем это достаточно успешно.
— Какие стадии рака молочной железы на сегодняшний день считаются излечимыми, а какие — нет?
— Чаще всего обращаются женщины со 2-3 стадией, где-то порядка 45 процентов — с 1-2 стадией. Конечно, более благоприятный прогноз по выздоровлению у пациенток с начальной стадией рака молочной железы. На 1-й стадии выживаемость составляет порядка 96-98 процентов, на 2 стадии – 90-92, и так далее. Чем выше стадия, тем ниже показатели выживаемости. Но и имея более позднюю стадию заболевания, можно иметь неплохие шансы на выздоровление. При условии своевременных, современных и правильных протоколов лечения женщины живут долгие годы, контролируя болезнь, стабилизируя или достигая определенных успехов по уменьшению проявления заболевания. Это абсолютно неоднозначный приговор.
— Какие признаки заболевания должны насторожить?
— Если говорить о раннем выявлении — о стадии, которая действительно имеет крайне благоприятный прогноз — то она не имеет клинических проявлений. К сожалению, если уже есть проявления болезни (дискомфорт, боли, изменилась форма молочной железы и т.п.) — а их достаточно много — то речи о ранней стадии уже не идет. Поэтому еще раз прошу обратить внимание на то, что существует диспансеризация, куда входит маммографическое исследование, которое позволяет выявить заболевание на той стадии, когда еще нет симптомов, и начать лечение как можно раньше. Это позволит сохранить и молочную железу, и качество жизни женщины, и саму эту жизнь.
Елена Соколова
(ИА «Столица»)