В Белово с населением в 800 человек почти 5 лет не было нормальной медицинской службы. Четыре года из этих десяти на должности фельдшера работала пенсионерка, которая в большинстве случаев обращений перенаправляла больных в больницу в Линево.
Конечно же, этого было недостаточно для решения самых минимальных проблем со здоровьем у селян. Поэтому, когда в Белово появился доктор Евгений Крыжин на постоянной основе, местные жители этому очень обрадовались.
Крыжин родом из Южно-Сахалинска. Там получил медицинское образование и начал свою карьеру. В 2014 году поступил на военную службу, а через пять лет ушел оттуда по состоянию здоровья.
К моменту завершения военной карьеры Крыжин уже был в разводе. Долго искать, чем заняться на гражданке, ему не пришлось — старый друг, председатель сельского совета депутатов Гусельниковского сельского совета Дмитрий Осипкин, пригласил возглавить поселковый фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) в Искитимском районе.
«Прошел переподготовку, так как долго не работал по профессии. Планировал ехать на Таймыр. Но друг жаловался, что фельдшера нет. Согласился, хотя в зарплате терял, но потеря нивелируется тем, что на Таймыре с транспортной доступностью хуже. К тому же здесь построили новый ФАП», — вспоминает Евгений.
Крыжин поселился в поселке Линево в получасе езды от Белово, оформив там в аренду жилье. График работы — с 8:00 до 15:15 с понедельника по субботу. Ежедневно ФАП посещают до 10 человек. Но иногда случаются авралы, когда в часы приема поступают по 25 человек.
В основном обращаются люди старшего возраста с гипертонией и остеохондрозом, а также мамы приводят детей с простудными заболеваниями. Кроме этого, раз в неделю приходится выезжать в соседнюю деревню Девкино, где проживает еще около сотни человек.
Зарплата фельдшера составляет чуть более 30 тысяч рублей. В январе с учетом работы в выходные оплата составила почти 40 тысяч рублей.
Хаос в документах
Крыжин приехал в Новосибирскую область в конце ноября 2019 года. Уже 12 декабря вышел на работу. Евгений знал, что его вакансия попадает под программу «Земский фельдшер». Обещанные государством по этой программе 500 тысяч рублей были дополнительной мотивацией поехать работать в деревню. Деньги Крыжин рассчитывал потратить на покупку собственного жилья в Линево.
«Сразу после праздников позвонил в отдел кадров министерства здравоохранения Новосибирской области и спросил, как направить документы. Там сказали: «Вам денег не положено. Так как программный реестр должностей по 2019 году уже закрыт, финансовый год уже окончен. Денег не будет», — цитирует Крыжин сотрудника областного минздрава и предупреждает, что телефонные разговоры с чиновниками у него записаны.
Фельдшер подготовил пакет документов заново. 24 января они поступили в министерство. 4 марта пришел ответ, подписанный министром здравоохранения Новосибирской области Константином Хальзовым с отказом. Суть ответа заключалась в том, что документы о трудоустройстве в районе и договор на аренду жилья, по мнению чиновников, не подтверждают местожительства фельдшера.
«Я спросил, если я переподам документы с временной регистрацией, на что мне дали ответ — все равно откажут, потому что программный реестр закрыт, финансовый год закрыт, мы отчитались», — добавляет собеседник.
Требование чиновников о регистрации противоречит условиям программы, согласно которой нужны всего лишь документы о месте проживания. Сотрудники министерства не предложили Крыжину ни одного способа выйти из затруднительной ситуации. Сейчас фельдшер настроен решить проблему с помощью СМИ и прокуратуры.
Системный баг
Друг Крыжина, председатель совета депутатов Дмитрий Осипкин, долго не мог найти специалиста на вакантную должность. А когда нашел, то явно заметил улучшение статистики по показателям здравоохранения.
«Бабушки счастливы. Никуда ездить не надо, фельдшер почти всегда на месте. Кроме этого, он решил вопрос с лежачими больными. Половину помог устроить в госпитали, хронических больных отправил на обследование. Короче, развил деятельность. А люди реально стали меньше болеть. У меня по сельсовету больничных в этот период в два раза меньше, чем в прошлом году», — сказал Осипкин.
По его словам, проблемы с трудоустройством Крыжина возникли в самом начале. И это несмотря на то, что вакансия была официально открыта новосибирским минздравом в рамках программы «Земский фельдшер».
«Изначально его не хотели на эту должность трудоустраивать. В Линевской больнице удивились, что человек приехал работать. До этого никто не приезжал работать в Искитимский район. Помимо выплаты программа предполагает также компенсацию затрат на переезд. Но по факту ничего не выплатили. Крыжин потратил около 100 тысяч рублей на переезд и обустройство на новом месте. Часть средств были компенсированы из моих личных денег, а также депутаты сбросились», — добавил глава сельсовета.
Он уточнил, что сам обращался к министру, но решение вопроса о выплате не сдвинулось с места. Тогда он попросил депутата Законодательного собрания Новосибирской области Игоря Гришунина оказать содействие. Но его звонок в минздрав не особо замотивировал чиновников помогать фельдшеру.
В других регионах России к реализации программы «Земский фельдшер» подходят более ответственно, даже из средств регионального бюджета добавляют дополнительную выплату, лишь бы специалисты продолжали работать в селе, отмечает депутат.
«Неофициально у нас дефицит составляет 120 сельских фельдшеров. В прошлом году, несмотря на наличие финансирования, было закрыто всего 12 вакансий. На слушаниях в Заксобрании это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Минздраву устроили разнос за срыв программы», — говорит Осипкин.
При этом в некоторых селах с помпой открывают новые ФАПы, но работать в них некому. И когда начнут, никому не известно — минздрав свои планы с муниципалитетами не обсуждает. Глава совета депутатов дополнил, что, к сожалению, Евгений Крыжин не единственный, кто стал жертвой бюрократической машины. Подобная ситуация складывается и в других районах Новосибирской области.
Ольга Диянова