«Купил гречку. Теперь боюсь, что ее украдут»
Психоаналитики, как и многие другие пси-специалисты, отмечают, что за последние две недели пациенты стали очень много говорить об эпидемии коронавируса. Больше всего людей напрягает разрушение знакомого мира, привычного уклада жизни, из-за чего реальность начинает буквально двоиться («это все не со мной, это с кем-то еще»), люди впадают в отрицание («этого не может быть, но это происходит»), возникает ощущение отчуждения («мне кажется, я попал в сюжет какого-то голливудского фильма»).
— Как следствие, люди совершают иррациональные поступки и потом сами этому удивляются, — комментирует психоаналитик из Академгородка Борис Затримайлов. — Бывает и такое: «Купил гречку. Спрятал в чемодан под кровать. Теперь боюсь, что ее украдут… Что за нелепость?! Откуда такие бредовые мысли?»
Страхи, которые всколыхнула пандемия COVID-19, вполне обычные и даже обыденные. Люди боятся умереть сами и боятся смерти своих близких, боятся остаться без денег и работы, боятся экономических, социальных и политических потрясений, которые могут последовать за эпидемией. Самая распространенная жалоба: «Сам я не особо боюсь, но трудно не реагировать на тревогу окружающих».
— Внезапные опасные события делают явным то, что в обычной жизни мы можем игнорировать и не брать в расчет — собственную смертность. Как это у Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» Рушится иллюзия контроля над собственной жизнью. Именно утрата этой иллюзии тревожит больше всего, — продолжает Борис.
По его словам, иногда защитой от невидимой всепроникающей угрозы могут служить бредовые фантазии: «Это биологическое оружие! На нас напали!». Срабатывает принцип: лучше уж конкретный (пусть и вымышленный) враг, чем полная дезориентация. Отсюда столько фейковых новостей, которые заполонили социальное пространство вслед за эпидемией.
«К этому слову прикреплена ужасно сладостная тревога»
По мнению психоаналитика Галины Дроновой, само слово «коронавирус» звучит как некая бессмысленная абракадабра, которую можно наполнить любым содержанием. И то, что отдельные спецы из «Вектора» расшифровали геном вируса и сделали его фото в хорошем разрешении, не сделало его более понятным и от того менее пугающим.
— Тревога безобъектна, ее вызывает неизвестность. Например, что-то мелькнет в темном окне, и сердце сжимается от неизвестного неназванного страха. Этот страх одновременно и ужасен, и сладостен. Поэтому случается разочарование, когда человек распознает в окне ветку дерева. Также и коронавирус принес с собой неизвестную неизвестность своего происхождения, развития и последствий. По сути, коронавирус — это неологизм, слово без смысла, к которому прикреплена ужасно сладостная тревога», — поясняет Галина Дронова.
По ее мнению, есть два сценария работы со страхом, который таит в себе неизвестность. Первое — это лишить тревогу ее привлекательности, привязав ее к банальному и даже скучному объекту. И тогда коронавирус будет пылиться в уголках прошлых событий рядом со «свиным» и «куриным» гриппами. Второй вариант — организовать и укреплять оборону против этой неизвестности, закупаться гречкой, антисептиками, не выходить на улицу без маски и так далее. Однако этот путь очень шаткий, так как этими самыми действиями мы еще больше признаем (и тем самым созидаем) монструозность происходящего. И здесь важно вовремя остановиться, чтобы стены защит не задавили своего создателя.
— Да, и руки, по-любому, нужно мыть чаще! — полушутя, полусерьезно замечает Галина.
От любви до ненависти и обратно
Коронавирус, идущий по планете и заставляющий людей и целые страны изолироваться от социальной жизни, закрываться в своих домах или в панике запасаться продуктами, сталкивает людей с тревогой и дезориентацией. Никто не может сказать, что будет дальше. Человек ощущает себя один на один со своими вопросами, со своей тревогой. И, конечно, пациенты на сеансах пси-специалистов говорят о тревоге, о своих попытках поступать как все и запасаться продуктами, о растерянности и даже панике. Но не все. Некоторых эта тема вообще не трогает.
Зато традиционно на сеансах психоанализа многих волнует тема отношений с близкими людьми и с противоположным полом, и в этом плане коронавирус тоже может подкинуть неприятных сюрпризов. Например, китайцы неожиданно для себя обнаружили, что после эпидемии и домашнего карантина, на котором находились многие пары и семьи, у них неожиданно возрос процент разводов. Бывшие супруги объясняют это тем, что им впервые пришлось провести столько времени вместе. Плачевный итог — отношения не выдержали.
— Экстремальная близость со своим избранником/избранницей, которая обеспечивается условиями карантина, очень быстро может открыть истину о том, кто находится рядом. Дело в том, что интерес к объекту любви чаще всего лежит в очарованности образом другого. Такая любовь основана на иллюзии, что другой — он такой же, как я: мы думаем одинаково, хотим одного и того же, наши представления о мире идентичны… Эта иллюзия всегда хрупка и легко разрушается. Условия карантина сталкивают человека с инаковостью партнера, осознание которой может вызвать ненависть, — рассказывает психоаналитик и ведущая радиопередачи «Лента Мебиуса» Татьяна Вознесенская.
Однако открытие, что ваш избранник — это другой человек, по ее словам, может обнаружить новые перспективы для отношений. «И если нарциссическая любовь — это любовь к себе, когда в другом мы видим лишь собственное отражение, то открытие инаковости партнера может стать началом увлекательного путешествия по лабиринту любовных отношений, где и открытиям о себе тоже найдется место», — продолжает Татьяна.
Как утверждают психоаналитики, благодаря эпидемии у каждого из нас появилась уникальная возможность вернуть не только утраченный смысл смерти (о которой в обычной жизни мы стараемся не вспоминать), но и смысл жизни. Ведь жизнь, в которой нет места смерти — это жизнь лишь наполовину, наполненная прокрастинацией, апатией и ощущением потери времени. Из-за этого ощущения многие бросаются заниматься экстремальными видами спорта и рассекать по городу на байке, каждую секунду рискуя остаться кровавой тенью на мостовой. А здесь сама жизнь вдруг дарит такую наполненность в стоянии в очереди за гречкой или в лишней упаковке санитайзера, которую удалось урвать где-то в аптеке, что просто диву даешься.
Но самое главное, эпидемия — это еще и шанс вернуть смысл любви и отношений. Ведь смысл любви — в нехватке, а страх потерять любимого — это и есть столкновение с собственной нехваткой и с тем, что человеку для счастья нужен кто-то еще, кроме него самого. В чем этот смысл, вам никто не скажет, даже психоаналитик. И свой уникальный способ жизни каждому придется изобретать самостоятельно.
Светлана Нечитайло