20 июня Арбитражный суд Новосибирской области запретил Сибирскому главному управлению Центробанка совершать государственную регистрацию новой эмиссии акций АО «Новосибирскэнергосбыт» и регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска акций. Определение суда принято в порядке обеспечительных мер по иску, поданному группой новосибирцев к «Новосибирскэнергосбыту».
Что кроется за этими сухими юридическими формулировками? Кроется за ними сплетаемый многие годы клубок операций и сделок, в результате которых Новосибирск, третий по населению город России, де-факто стал городом-заложником. А на рубильник, включающий и выключающий Новосибирску энергоснабжение, легла рука одного-единственного человека, причем гражданина столь недружественной ныне нашей стране Украины. Скажете, быть такого не может, чтобы взять и отключить от энергии огромный город? Ну, тогда вспомните, как несколько лет назад украинской рукой и от электричества, и от водоснабжения был отрезан Крым.
НДН.инфо не раз обращался к истории, в результате которой НЭС (АО «Новосибирскэнергосбыт»), единственный гарантирующий поставщик энергии нашего региона, пошел по рукам. Сначала это были руки хоть и частные, но хотя бы отечественные: руки ныне прочно сидящего в СИЗО экс-олигарха и экс-министра РФ Михаила Абызова. Затем НЭС пошел по рукам зарубежных офшоров с Виргинских и Сейшельских островов. И, наконец, решением общего собрания акционеров компании от 30 марта сего года контроль над НЭС был передан в руки украинские. Как? Да очень просто. Собрание акционеров НЭС, даже не собираясь в реальном пространстве, а заочно, утвердило дополнительную эмиссию без малого 34 миллионов акций. И продало их за почти пять миллиардов рублей некоему ООО «НЬЮКАСЛ ИНВЕСТ» — фирме с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, принадлежащей гражданину Украины Дмитро Касьяненко, являющемуся по совместительству членом Совета директоров АО «Новосибирскэнергосбыт». Таким образом у фирмы Касьяненко и оказалось более 67% акций НЭС.
{article type=»k2″ id=»34142″}[div class=»introduced»][link]
[title] [/link] [/div] {/article}
Акционеров у «Новосибирскэнергосбыта» несколько тысяч. Но это миноритарии, в основном бывшие сотрудники в те времена единого энергетического предприятия «Новосибирскэнерго», чья совместная доля акций была менее двух процентов. А в заочном собрании акционеров, продавшем путем допэмиссии акций НЭС в руки фирмы Касьяненко, участвовали всего четыре акционера, представляющие офшоры, владеющие контрольным пакетом акций. Ну и сам Дмитро Касьяненко, само собой, был в составе этой великолепной четверки.
Где брались миллиарды, за которые с начала двухтысячных в России по так называемой «энергосхеме» продавались и скупались энергокомпании, НДН.инфо уже описывал не раз. Организатором схемы бралась под контроль компания, из нее в офшоры и фирмы-прокладки выкачивались оборотные и кредитные ресурсы, на которые покупалась следующая региональная компания… Затем этот цикл повторялся снова и снова. Региональные энергопоставщики без выкачанных из них денег хирели, слабли и шли к банкротству. Схема была настолько откровенно наглая, что ее авторы еще в 2011 году получили эмоциональную оценку Владимира Путина: «Оборзели совсем»!
После такой оценки Президента в большинстве регионов «энергосхемы» удалось прекратить, а контрольные пакеты гарантирующих поставщиков взять под муниципальный или государственный контроль. Не удалось этого сделать в 14 регионах, где контроль удержался в частных руках. В 13 регионах обессиленные «схемой» энергокомпании на сегодня находятся в банкротном состоянии. «Новосибирскэнергосбыт» пока еще не банкрот, но деньги из него ускоренными темпами выводятся немалые. Только в прошлом году собрание акционеров «Новосибирскэнергосбыта» одобрило вывод на московскую «дочку» НЭС со штатом в одного человека более двух миллиардов рублей. Ну а в этом году, как уже было сказано выше, то же собрание вообще вывело контрольный пакет НЭС в украинские руки.
Увы, в отличие от большинства регионов страны, в Новосибирске ни федеральные, ни региональные власти и ведомства не смогли разрешить ситуацию с гарантирующим региональным энергопоставщиком. В архиве НДН.инфо скопилось уже немало ответов на редакционные запросы, где ведомства попросту разводят руками и пересылают наши запросы друг другу. Что ж, раз власти не в силах (надеемся — пока), новосибирцы решили сами заняться защитой своей энергобезопасности.
{article type=»k2″ id=»35551″}[div class=»introduced»][link]
[title] [/link] [/div] {/article}
Итак, пятеро миноритариев НЭС подали иск в суд с требованием признать сделку по дополнительной эмиссии акций, уводящую контроль над компанией в руки фирмы украинца Дмитро Касьяненко, недействительной. Истцы утверждают, что сделка совершается, по сути, за счет средств самого предприятия, транзитируемых через дочерние фирмы. Ведение дела по иску было поручено истцами акционеру АО «Новосибирскэнергосбыт», председателю общественной организации «Ассоциация защиты прав акционеров субъектов естественных монополий», адвокату Сергею Николаеву.
«Вспомните первое дело Михаила Ходорковского — даже если директор предприятия и основные акционеры действуют с формальным соблюдением норм, это не значит, что они вправе творить, что захочется», — пояснил НДН.инфо Сергей Николаев. И отметил, что в ряде регионов подобное растаскивание активов по разным компаниям уже приводило к последующим банкротствам, чего бы очень не хотелось в случае с НЭС.
Итак, иск был подан, иск был принят, и вот 20 июня Арбитражный суд НСО совершил первое действие, приняв обеспечительные меры. На срок до рассмотрения дела по существу государственная регистрация дополнительного выпуска акций запрещена. А это значит, что переход контроля над НЭС к фирме Дмитро Касьяненко пока заморожен. И, по крайней мере на срок рассмотрения дела, энергобезопасность Новосибирска прекратит ходить по зарубежным рукам.
Смогут ли истцы-миноритарии НЭС далее защитить в суде весь Новосибирск — покажет время. Очень хочется, чтобы смогли. Чтобы в дальнейшем, в отличие от уже пострадавших регионов, у нас стало нельзя бесконтрольно выводить из предприятия миллиарды для прокрутки в «энергосхемах». И уж тем более, чтобы четверо офшорных мажоритариев НЭС заочно не могли перебрасывать из рук в руки контроль над рубильником Новосибирска.
Николай Комарков