На днях в Верховном суде состоялось закрытое слушание по иску Генпрокуратуры. Итогом заседания стало признание движения АУЕ экстремистской организацией, отныне сторонникам криминальной субкультуры грозит 12 лет лишения свободы и штраф до 700 тысяч рублей. По данным Генпрокуратуры, в 40 российских регионах насчитывается более 32 тысяч участников организации, 40% из них — это молодежь в возрасте от 13 до 17 лет.
АУЕ имеет множества расшифровок: «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство» и «Арестантское уголовное единство». Движение представляет собой неформальное объединение преимущественно молодежных банд, пропагандирующих среди несовершеннолетних воровские понятия российской криминальной среды, требования соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на «общак», взамен обещая поддержку и защиту в настоящем и будущем. Последователи нередко устраивают беспорядки и грабежи. Как правило, жертвами становятся те, кто живет не «по понятиям». АУЕшники нередко нападают на слабых с целью наживы, для этого изначально ищут надуманный повод.
У движения нет общего лидера или главаря, действия участников стихийны, разные группировки, по сути, никак не координируются. Хотя изначально в «нулевых» у субкультуры была некая иерархия — криминальные авторитеты вербовали молодежь и создавали банды. Сейчас лидера, «смотрящего», молодежь выбирает сама по различным заслугам в криминальном мире. Символом субкультуры является напоминающая символ розы ветров так называемая «звезда воров» — отличительный знак «коронованных» преступников. Отныне живущую «по понятиям» молодежь ждет суровое наказание, в том числе за символику.
«Уголовную ответственность будут устанавливать исходя из общих правил. Правила, которые могут установить общее деяние. Есть определенный набор признаков. Экстремистское сообщество — это одна из форм соучастия, поэтому основные признаки — сплоченность, общие задачи, цели», — отмечает новосибирский адвокат Николай Украинцев.
Он уточняет, что по данным разных исследований, субкультура АУЕ не культивируется теми, кто в реальности отбывает наказание, связанное с лишением свободы: «АУЕ — искусственно созданное образование, которое поселилось в социальных сетях. Возникновение субкультуры — промахи в молодежной политике государства».
Теперь же, после решения Верховного суда, нас ждут показательные процессы. «Будет вырабатываться практика привлечения к уголовной ответственности, судебная практика. Я не сотрудник правоохранительных органов, но предполагаю, что на администраторов, участников тематических групп, пабликов будут заведены показательные дела», — считает специалист.
Максимальное наказание за участие в экстремистском сообществе — 12 лет колонии. По российскому законодательству возраст наступления уголовной ответственности — 14 лет. Не исключено, что на подростков, коих в АУЕ каждый второй, будет распространено суровое наказание.
«Есть минимальный порог привлечения по тем или иным составам — тяжким, особо тяжким. Поэтому, если все критерии относятся к субъекту уголовного дела, если подросток достиг возраста ответственности, то да, вполне возможно понести наказание», — отмечает адвокат.
Субкультурой правоохранительные органы и государство заинтересовались после громкого инцидента. В 2016 году подростки из Забайкальского интернета разгромили полицейский участок, при этом беспредельщики скандировали: «АУЕ». Полиция насчитала более 20 участников погрома.
По информации местных СМИ, АУЕ в Забайкалье процветает уже не одно десятилетие. Ситуация в регионе обострилась, когда ушел из жизни последний местный криминальный авторитет. Оставшись без лидера, молодые члены группировок занялись беспределом.
В Новосибирской области последний раз банду молодых людей судили в начале июня этого года. Семь несовершеннолетних в возрасте от 16 до 17 лет совершили серию краж, грабежей, разбойных нападений. Парни не погнушались даже нанести визит в благотворительный католический центр «Каритас», откуда сперли велосипеды.
В январе осудили банду АУЕ, действовавшую под руководством Александра Цветкова. АУЕшники действовали в составе организованной преступной группы. Парни вывозили своих жертв в лес на машине, угрожали оружием и требовали деньги. Или же нападали внезапно. Жертвами ОПГ были студенты промышленного колледжа.
Стоит отметить, что криминальная субкультура проникает и в среду, которая призвана с ней бороться. Так, 19-летняя бывшая студентка РАНХиГС специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» сняла клип на песню собственного сочинения. Клип приобрел скандальную известность. В нем студентка юрфака под псевдонимом «Раскольникова» с воровскими звездами на груди восхваляет тюремные понятия и движение АУЕ. Интересно, что муж девушки работает в полиции.
АУЕ* — запрещенная в России организация.
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!