30 октября в Нарымском сквере традиционно состоялось возложение цветов к «Памятнику жертвам политический репрессий». Он находится недалеко от места, где в 1930-е годы располагалась тюрьма НКВД. В годы большого террора, по словам историков, за стенами колонии происходили ужасные вещи — количество заключенных росло в геометрической прогрессии. В результате многие погибали от болезней, другие от пуль НКВД. Комиссары не задавались вопросом, как хоронить умерших, многих закапывали на территории тюрьмы.
В 2013 году ветхое сооружение, которое когда-то было тюрьмой, а после, с 1950-х годов, психоневрологическим диспансером снесли, на его месте появился жилой комплекс, но перед этим экскаваторы достали из земли то, что тщательно пытались спрятать комиссары, — останки заключенных. Сотни костей и элементов одежды увезли на отвалы. За те, что остались, боролся руководитель новосибирского отделения общества «Мемориал» Александр Рудницкий.
Весной 2015 года общественник с разрешения Железнодорожного объединенного следственного отдела Новосибирска получил в Бюро судебно-медицинской экспертизы останки. Они принадлежали не менее чем 32 погибшим. Специалисты НГУ в ходе экспертизы установили, что захоронения возрастом более 50 лет. Останки кремировали при содействии культурно-исторической программы «Белый тополь», но похоронить в Нарымском сквере не удалось. Администрация города согласилась только установить там памятник. Сегодня, 30 октября 2020 года, заложили первый камень.
Несколько лет Александр Рудницкий совместно с депутатом горсовета Сергеем Бондаренко искали место захоронения. В итоге души репрессированных нашли покой на территории крематория «Закаменский». Изначально объединение «Мемориал» предлагало увековечить останки в черте города: Нарымском сквере, за Домом Ленина, в Сквере павших в годы Гражданской войны, но к единому мнению и договоренности так и не удалось прийти.
«Я сразу предложил вариант: произвести захоронение там, где была произведена кремация. Были и другие причины. По Гусинобродскому шоссе сейчас, как и много лет назад, находятся места заключения. И захоронения людей, которые скончались в местах отбывания наказаний, производились на Гусинобродском кладбище», — объясняет депутат горсовета Сергей Бондаренко.
На территории крематория земле предали девять капсул с прахом заключенных. Место захоронения обозначили символичной гранитной плитой, созданной архитектором Евгением Прониным. Она представляет собой полуразрушенное здание пересыльной тюрьмы. Рядом гравировка: «Здесь погребен прах заключенных, найденных при варварском сносе Новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы в 2013 году. Вечная память жертвам террора, погибшим в новосибирских тюрьмах и лагерях».
Сергей Бондаренко отмечает, что место захоронения доступно для всех, чьи репрессированные родственники погибли в лагерях, тюрьмах.
«И если все состоится, так как мы рассчитываем, если в этой долгой истории будет поставлена долгожданная точка, то я сочту, что в отношении людей, которые были незаконно репрессированы, погибли в застенках, свою миссию я выполнил», — подытожил Бондаренко.
Объединение «Мемориал» и, в частности, Александр Рудницкий продолжат работу над выбором памятника уже в Нарымском сквере. К разработке планируют привлечь молодых архитекторов, которые бы спроектировали облик скульптуры. Вместе с уже установленным объектом новый памятник станет небольшим мемориальный комплексом.
Забвению не подлежит: в Новосибирске увековечивают память о жертвах государственного террора — здесь