— В стране с весны продолжает действовать масочный режим. Люди по-разному к нему относятся. Кто-то устал их носить, кто-то считает, что они бесполезны как элемент защиты от инфекции или даже наоборот вредны, кто-то уже переболел COVID-19 и уверен, что «снаряд два раза в одну воронку не попадет». Насколько сегодня маски необходимы?
— Если подходить с точки зрения логики, то необходимость в них в местах скопления людей объясняется очень просто. Любой человек выдыхает не только воздух, но и аэрозоль. Аэрозоль — мелкие взвешенные капельки влаги, в которой содержатся белки из легких и различные вирусы и бактерии. Сама по себе вирусная частица не летает в воздухе, она перемещается только в составе этих микрокапель. Размер вируса составляет 100-200 нанометров или 0,0000002 метра. В обычный оптический микроскоп его не увидишь. Маска нужна, чтобы задержать весь этот как вдыхаемый, так и выдыхаемый аэрозоль. Именно в нем содержится более 90% всей заразы, передающейся воздушно-капельным путем. COVID-19, как известно, передается именно этим способом.
Важно понять, что человек, инифицированный коронавирусом, за два дня до появления симптомов уже начинает выдыхать эти вредные вирусы. Почему-то люди про это не знают, хотя научные доказательства этого факта появились еще в июле этого года.
Второй момент. Многие или вообще не замечают, что у них в организме есть коронавирус, или переносят заболевание в легкой форме, принимая это за обычную простуду. Здесь тоже не теоретическая вещь — у меня в близком круге была такая ситуация, когда у школьника совершенно случайно обнаружили антитела к коронавирусу. Напугались, симптомов-то не было, а потом вспомнили, что за полтора месяца до этого теста в течение одного дня у него была температура 37 градусов. То есть, организм сам справился, без специального лечения. Но ребенок ходил в школу. И таких людей много, особенно среди детей и молодежи. Мы все выдыхаем аэрозоль. И кроме маски или другого физического барьера защититься от него, находясь в окружении других людей, ну никак невозможно.
— Какое значение имеет тип маски, в том числе, из какой ткани она сделана?
— Есть маски разной стоимости и разной эффективности. Самые хорошие — это профессиональные маски. Они имеют свои обозначения. Например, по степени защиты маски маркируются как FFP1, FFP2 и FFP3 или по производителю и моделям — 3М, N95, КN95 и ряд других. Те маски, которыми сейчас пользуется большинство населения страны, включая обычные одноразовые — обеспечивают примерно 80%-ную защиту от заражения.
Это при условии, что маска используется правильно — она должна плотно прикрывать рот и нос. С точки зрения вероятности заражения — 80% и 0% — это очень существенная разница. Если же вы носите маску на подбородке — то вы ничего и никого не защищаете. То есть, носите ее впустую. Хотя понятно, что пройти по улице 200 метров, допустим, от автобуса до магазина, со спущенной маской иногда удобней, чем убирать ее в пакет и затем доставать обратно.
— Есть мнение, что в маске скапливаются бактерии и вирусы, которые затем при дыхании еще в большем количестве попадают и поражают легкие. Под этим есть какая-то медицинская подоплека?
— Мы дышим и носом, и ртом. Через трахею они оба напрямую связаны с легкими. Внутри нашей ротовой полости микроорганизмов во много раз больше, чем во вдыхаемой из маски смеси воздуха и биологических веществ. Наши собственные бактерии и вирусы, попадая из маски обратно в организм, не могут принести дополнительного вреда. Совет тут простой — вовремя менять одноразовые маски и чаще стирать тканевые многоразовые. Если вы здоровы, то это важно в первую очередь из-за опасения за большое количество внешних микрорганизмов на маске, а не за собственный аэрозоль. Для граждан с диагнозом или подозрением на COVID или ОРВИ чистая маска — залог и собственного здоровья, и здоровья окружающих.
— Рекомендуемое расстояние 1,5 метра — это именно длина полета аэрозоля или, по-простому говоря, слюны?
— Да. Если вы разговариваете — это 1,5 метра. Если кричите или поете — до 3 метров.
— Можно ли заразиться COVID-19 через слизистую глаз?
— На сегодня четкого ответа на этот вопрос нет. Теоретически — не исключено. Практически — таких экспериментов, насколько я знаю, не было. Тем, кто носит очки, можно порекомендовать чаще их мыть после посещения людных мест. Лишним точно не будет.
— Насколько безопасны сегодня занятия плаванием в бассейнах?
— Вода в общественных бассейнах сейчас, в период эпидемии, обязательно должна содержать хлорсодержащий дезинфектант. Он, конечно, может резать глаза, но количество его как правило достаточно для того, чтобы не заразиться. Сами по себе такие средства обладают очень широким спектром противомикробной активности.
— Высоки ли шансы заболеть от коронавируса повторно?
— Вот есть такая болезнь — грипп. Вряд ли у кого-то возникал вопрос — «могу ли я заболеть гриппом еще раз или нет». Потому что, к сожалению, им в течение жизни можно болеть и не два, и не три, а еще больше раз. Хотя, казалось бы, должен появляться иммунитет, который уже точно нас защитит. Да, иммунитет появляется, но спустя какое-то время он перестает быть сдерживающим фактором для развития этого заболевания. То есть иммунитет не дает 100%-ной гарантии. По этой же причине прививки от гриппа ставятся каждый год. Но здесь причина — в изменчивости вируса гриппа. Насколько длителен иммунитет против коронавируса, пока еще никто точно не знает.
Есть еще один важный фактор. Мы ведь не знаем наверняка, чем именно в части прошлых «простуд» мы переболели. Температура, кашель, насморк, тошнота, ломота в теле могут вызываться очень разными возбудителями. Сейчас часто слышно «Да я год назад этим вирусом уже переболел». Ну откуда известно, что этим? Еще в январе никто в России не мог точно сказать, что это за болезнь и чем она вызывается. Так можно думать только для самоуспокоения. И делать на этой основе выводы про свой иммунитет — это серьезная ошибка. Более того, если, скажем, вам весной поставили диагноз COVID-19, то это тоже не всегда является истиной. Кстати, чтобы не путали: COVID-19 — это заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV2. Система тестирования в начале года была еще не так совершенна, как сейчас, и могла давать ложную информацию. Эта пандемия и способы реагирования на нее развиваются на глазах.
Я знаю про научное исследование, проведенное в Санкт-Петербурге, по выявлению наличия антител к нынешнему коронавирусу у жителей этой агломерации, где живет 5,5 млн человек. Этим исследованиям, зная их уровень и применяемые методы, я как профессиональный вирусолог доверяю. Вывод — антитела на тот момент были выявлены примерно у 10% населения Санкт-Петербурга. Это более чем полмиллиона человек. В их организме вирус был, но все прошло само собой. А официально заболевших из-за нового вируса на момент исследования в городе было 39 тысяч. Представьте дальше, какое количество людей было в действительности инфицировано коронавирусом без тестирования и обращения к врачам. И сколько их сейчас вокруг вас.
У COVID-19 одна особенность уже хорошо известна — это высокое репродуктивное число, то есть среднее количество лиц, напрямую инфицированных одним больным. Оно значительно выше, чем при обычном гриппе. Также в случае коронавируса, по сравнению с тем же гриппом, наблюдается высокая смертность среди людей пожилого возраста. Защищаться от нового вируса необходимо. Маска на вашем лице в транспорте — это защита и для вас, и для наших пожилых граждан.
— Как скоро можно ждать появления вакцины от COVID-19 для широкого применения?
— Давайте я отвечу по поводу всех вакцин сразу. Ни одна из российских и зарубежных вакцин пока что не прошла третью стадию клинических испытаний. Только на ней, на третьей стадии, проверяется защитный эффект вакцины. Пока этот эффект не проверен, я бы и сам не стал делать прививку такой вакциной, и другим бы не посоветовал. Из всех кандидатных вакцин до конечного ввода в оборот в среднем доходит 10%.
На примере ВИЧ-инфекции — есть десятки вакцин, которые показывали положительные результаты на первой и второй стадии, а на третьей из-за особенностей вируса ВИЧ все они провалились. Уточню, что такой вакцины нет и до сих пор. Третья стадия испытаний — самая длительная. На нее уходит обычно от шести месяцев до двух лет. У нас в России третья стадия стартовала месяц назад, в сентябре. Соответственно, результат стоит ждать не раньше весны 2021 года.
***
— На самом деле, уже сказано, напечатано и издано в приказах и рекомендациях очень много полезных вещей. Но эти озвученные рекомендации очень слабо выполняются. Можно ждать каких-то новых открытий, но пока их нет, самое правильное — следовать уже много раз озвученному. Чаще мыть руки, правильно пользоваться масками, ограничивать, насколько это возможно, передвижения в общественном транспорте, не ходить на работу с температурой, проветривать помещения и т. п. Отличное занятие — просто больше ходить по улице и дышать свежим воздухом.
Беседовал Глеб Осокин