Новониколаевск зимой 1919-1920-х годов можно было сравнить с городом из фильма ужасов – на заснеженных улицах лежали трупы, дворы были завалены мусором и навозом, а инфраструктура пришла в упадок.
По историческим сводкам, в то время в регионе бушевали страшные морозы. Например, в один из дней в голой степи между Чулымом и Новониколаевском из-за погоды встали двести вагонов. В результате тысяча людей, которые были там, замерзли насмерть. А из-за того, что движение поездов закрыли до весны, их трупы пролежали в вагонах всю зиму.
Жители Новониколаевска в попытке уйти от такой реальности зачастую «обращались» к бутылке. Ведь в то время бушевала эпидемия тифа. Известно, что тогда двадцать тысяч больных тифом закрыли на карантин в Военном городке. Показательно, что администрация комплекса учреждений в это время пьянствовала, не сильно озаботившись ситуацией. Другие горожане прятались с бутылками в своих домах, опасаясь, что к ним в дверь постучит голодный беженец, выпрашивая кусок хлеб и распространяя болезнь дальше.
Согласно источнику, в то время необходимых лекарств в городе не было. Поэтому Чрезвычайная комиссия по борьбе с тифом развешала листовки, содержащие рекомендации по облегчению симптомов: полоскать белье в щелоке с дегтем, прогревать одежду в печи, истреблять клопов керосином и окуривать помещения серой.
Из этого родилось множество баек, как пьяные горожане якобы все-таки осмеливались выходить на улицы, чтобы убить соседей, зараженных тифом, или закопать живьем ослабевших больных во избежание распространения инфекции.
К сожалению, в то время в Новониколаевске эпидемия тифа была не единственной проблемой. В городе процветал бандитизм. Так, ночью мародеры регулярно устраивали перестрелки и грабили горожан.
По оценке Игоря Маранина, город начал стремительно вымирать. Пришедшие тогда к власти большевики поставили перед собой задачу во чтобы то ни стало остановить мор.
Для этого свободные помещения оборудовали под лазареты, чтобы изолировать заразившихся от здоровых людей. Однако, увы, на практике это привело к печальным последствиям: от больных инфекцией заражались врачи. Так, за одну зиму скончалось более двухсот врачей, санитаров, сестер милосердия и сиделок.
Весной 1920 года Чрезвычайная комиссия по борьбе с тифом предприняла кардинальные меры. Всех здоровых горожан при помощи солдат отправили на принудительный субботник: убирать трупы, грязь и мусор на улицах.
В результате почти за неделю внешний вид Новониколаевска преобразился. Кроме того, распространение заболевания, унесшего жизни почти половины населения, пошло на спад. Как отмечает автор, произошло это очень вовремя, так как летом 1920 года в городе произошла вспышка холеры, которая в «тандеме» с тифом могла обернуться еще более плачевным исходом.
И уже в январе 1921 года Новониколаевск получил почетное звание столицы Сибири по решению губернских властей. Добавим, что позже болезнь вновь вернулась на улицы города, но уже в меньших масштабах.
Екатерина Павлюх
Скорее это не легенда, а так всё и было. Тиф и холера морили очень большую часть населения. Так же болезни привозили переселенцы из других регионов, очень много в пути умирало людей. Антисанитария и голод. Целыми семьями вымирали.