Общественная дискуссия и возмущение представителей различных религиозных конфессий, вызванные неоднозначной постановкой оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в Большом театре Сибири, продолжается. И это несмотря на то, что суд поставил точку: признал невиновность режиссера Тимофея Кулябина и директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича.
РПЦ, РПЦ, имам и раввин
На прошедших в Москве общественных слушаниях в минкультуры РФ, посвященных обсуждению новосибирской постановки, председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда заявил, что существование искусства и науки не может быть автономным от нравственности.
«Искусство живет по своим законам, церковь не пытается навязывать свои законы художнику, — отметил православный чиновник. И тут же добавил: «Автономия искусства заканчивается, когда художник выносит свое произведение на суд общества».
Владимир Легойда считает финансирование подобных произведений из госбюджета, исходя из поставленных перед государством задач в сфере культуры, не вполне оправданным. По его мнению, общий культурный уровень молодежи катастрофически падает и «такие» постановки «по мотивам Вагнера» не подходят для знакомства с шедеврами мирового искусства, приводит его слова Синодальный информационный отдел РПЦ.
Со своим осуждением постановки ранее выступили митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, имам-хаттыб соборной мечети Новосибирска Салим Шакирзянов и главный раввин области Залман Шнеур. Они сравнили «Тангейзера» Кулябина с публикациями французского журнала Charlie Hebdo, разрушением буддийских святынь в Афганистане и оскорблением памяти жертв Холокоста. Однако не все духовники региона однозначны в трактовках событий.
Христос предостерегал верующих от агрессии
НДН.инфо обратился за комментариями в Новосибирскую Преображенскую епархию Римско-Католической церкви. Как рассказал канцлер курии священник Сергей Давыдов, католики в РФ, в том числе, и в НСО – религиозное меньшинство. Вероятно, этим и объясняется тот факт, что к ним из общественников практически никто не обращался. О перипетиях вокруг постановки «Тангейзера» канцлер курии слышал, но не видел самого спектакля:
«Я очень люблю оперу, но мои обязанности священника не позволяют мне ходить в театр – богослужения проходят ежевечерне, — рассказал Сергей Давыдов.
О позиции «коллег» из других конфессий он знает, но имеет отличную от них точку зрения:
«Мне не нравится слово «осуждение», хотя и наши чувства задеты. Верующие – такие же граждане общества, как и другие, принят закон об уважении их чувств, значит, его надо соблюдать, — прокомментировал ситуацию канцлер курии. — Мы должны вести свою работу среди прихожан, и если они приходят и спрашивают, как им реагировать на такой спектакль, я разъясняю. Ведь Иисус Христос – стержневая личность для каждого христианина, — рассказал о своем видении ситуации священник. – Представьте, если самого близкого вам человека оскорбили, какой будет ваша реакция?»
Однако католический священник предостерег от опасных форм проявления недовольства:
«Да, на каждый вызов должен быть свой ответ, и формы могут быть разные. Но не должно быть откровенной агрессии со стороны верующих, ведь именно от этого предостерегал Иисус Христос!»
В «Тангейзере» Кулябина одноименный персонаж классической оперы Вагнера представлен кинорежиссером, снимающим эротический фильм «Грот Венеры», героем которого выступает Христос. Уже после суда из постановки исчез постер с изображением распятия на фоне обнаженной женщины. Вместо этого фоном в представлениях 14 и 15 марта стал белый лист.
Мария Пашкова
Фото: sibcatholic.ru