Новосибирск
Прежде тема запахов из отхожих мест, ставшая, как заметил депутат горсовета Новосибирска Игорь Кудин, дурной «визитной карточкой» города, звучала преимущественно на муниципальном уровне. Однако полномочий местных органов власти оказалось недостаточно, поскольку предполагаемые источники зловоний зачастую находятся за пределами муниципалитета. В этой связи новосибирские депутаты по совету председателя Заксобрания Андрея Шимкива и решили обратиться к региональным коллегам, дабы вывести вонючую проблему на государственный уровень.
Причем речь идет не только о работе животноводческих предприятий, но также о фактах сливов в Толмачевские согры химических веществ, которыми обрабатывают от обледенения самолеты, проблемных объектах Горводоканала, УЗСПТС, незаконных сливах ассенизационных машин и т. д.
По словам замминистра приходных ресурсов и экологии региона Алексея Севастьянова, жалобы на вонь от новосибирцев поступают регулярно. В 2020 году таковых было больше 60. Однако проблема в том, что в законодательстве не прописаны предельно допустимые концентрации неприятных запахов и надзорная деятельность в этой связи оказывается сильно ограниченной.
{article type=»k2″ id=»37880″}[div class=»introduced»][link]
[title] [/link] [/div] {/article}
Природоохранная прокуратура нарушения находит. Нарушителей штрафуют. Кудряшовскому свинокомплексу, к примеру, выписали полумиллионный штраф. К ответственности также привлекали чикскую птицефабрику, МУП «САХ» (за пожары на Хилокской свалке). Но мало кто сомневается, что с потеплением вонь вернется в город. А вот выявить ее источник, как признал новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Александр Барышников, надзорному органу так и не удалось. Хотя в том, что у вони есть источник, он лично не сомневается. Единственное к чему с помощью ученых пришли в минприроды — это к тому, что удалось выявить характерные для конкретных предприятий вещества, но только в непосредственной близости от этих предприятий. Чиновники предлагают продолжать наблюдения.
Депутат Заксобрания Денис Субботин в свою очередь призвал региональное минприроды не изобретать велосипед, поскольку науке, очевидно, известны источающие неприятные запахи вещества, а, заручившись замерами, можно пойти более прямым путем на федеральный уровень с тем, чтобы законодательно определить методы борьбы со зловонием. Ведь не только в Новосибирской области есть животноводческие предприятия и водоканал.
Развивая мысль коллеги, депутат Сергей Конько призвал министерство опираться на положительные примеры в мире и в стране и тщательнее контролировать соблюдение всех технологических норм на предприятиях.
К тому же проблема будет явно только усугубляться, поскольку количество отходов, будь то животноводческая ферма, или мусорный полигон, или многострадальные Толмачевские согры, лишь накапливается, отметил депутат Александр Барсуков.
По итогам обсуждения председатель комиссии по экологии Владимир Лаптев предложил городским депутатам подготовить предложения для изменения нормативно-правовой базы на государственном уровне. А кроме того анонсировал, начиная с конца апреля, серию проверок по главным «подозреваемым» — предприятиям, которые с большой долей вероятности выступают источниками зловоний.
«Пока семь предприятий. И если по ним точечно начинать работать, результаты будут налицо. А когда их никто не беспокоит… Это ведь бизнес. Вкладывать деньги в экологию никто из них не заинтересован. Но когда была авария в Красноярском крае — сколько составил штраф… (В марте 2021 года «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (входит в «Норникель») оплатила штраф в размере 146,2 млрд рублей за урон природе от аварии на ТЭЦ в мае 2020 года. — Ред.) Закон может так (сработать), что предприятию не стоит так халатно относится и надеяться на русский авось», — считает депутат.
Куйбышев
Проблема зловония характерна не только для Новосибирска, но и для других городов области. Так, Куйбышев уже не один год страдает от запахов, источаемых отстойником канувшего в Лету животноводческого предприятия. Размеры огромной зловонной ямы впечатляют — 30 га площади и пять метров глубины.
Талые воды ежегодно заполняют отстойник, и дурные запахи наполняют город. Еще при губернаторе Владимире Городецком было поручение о рекультивации отстойника. Но до сих пор нет даже проекта. В минприроды объясняют это дороговизной рекультивации, к тому же необходимо куда-то эту желеобразную массу складировать. А куда — непонятно. Взамен в министерстве предлагают постепенно засыпать яму грунтом и подсаживать деревья, помогая естественному процессу высыхания зловонного болота.
С таким подходом согласен и директор местного спиртзавода Александр Радченко. Несколько лет назад предприятие потратилось на работы по откачке и засыпке грунта. При этом, говорят депутаты, завод прежде и сам сливал в яму спиртовую барду. И теперь начинать разбор куйбышевской вонючей проблемы депутаты решили с обращения в прокуратуру для проверки спиртзавода АО «Ерофеев».
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!