Исследовательская группа при редакции «Аргументы Недели» представляет результаты очередного исследования деятельности парламентариев — сенаторов и депутатов Государственной думы VII созыва. Сейчас в центре внимания особенности законотворческого соавторства народных избранников. Удалось выяснить, в какие коалиции с коллегами вступает парламентарий, чтобы совместно инициировать рассмотрение законопроекта в Госдуме, и какие парламентские связи, основанные на соавторстве в законопроектах, позволяют трансформировать документ в федеральный закон. Другими словами, результаты исследования показывают, с кем и как часто депутаты и сенаторы предпочитают вступать в соавторство в законопроектах, с кем они создают парламентские связи как в формате законотворческих ожиданий, когда проект только вносится на рассмотрение в Госдуму, так и в формате законодательной реальности, когда проект становится законом.
В исследование были включены законопроекты, внесенные на рассмотрение в парламент, и законы, принятые парламентом, в период начиная с середины сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года.
Парламентские связи
Парламентарии редко инициируют законопроекты в одиночестве. Как правило, законопроекты входят в Госдуму, когда в соавторах документа числится несколько и более человек, среди которых не только депутаты различных фракций, но и сенаторы. Также часты случаи, когда в соавторах законопроекта оказываются все или почти все депутаты фракции, как это практикуется депутатами фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Каждое соавторство в законопроекте рассматривается как парламентская связь.
Как читать диаграммы
Инициалы и фамилия парламентария — в центре внутреннего круга.
Цифра в центре внутреннего круга под фамилией парламентария показывает число внесенных законопроектов в диаграмме «Ожидания» и число принятых законов в диаграмме «Реальность». В большинстве случаев, когда «Реальность» незначительно отличается от «Ожиданий», информация о парламентских связях представлена только в формате «Реальности».
Инициалы и фамилии парламентариев во внешнем круге — связи центрового парламентария. Цифра показывает число связей — сколько раз центровой парламентарий вступил в соавторство с тем или иным депутатом или сенатором. Чем больше сектор диаграммы с фамилией, тем больше законопроектов было инициировано в соавторстве с этим парламентарием, тем крепче парламентская связь.
Крепкая десятка
Первые десять самых частых и, соответственно, самых значимых парламентских связей. Крепкая десятка — это список десяти соавторов парламентария, с которыми он чаще всего создает законопроекты, которые в перспективе могут стать федеральными законами, а могут и не стать, если их снимут с рассмотрения. Все последующие парламентские связи, идущие за крепкой десяткой, слабее, так как с ними законодатель реже вступает в соавторство. Они не информативны и не представляют особенного исследовательского интереса. Хотя список всех парламентских связей парламентария может быть гигантским: будучи активным законодателем, при особенном желании и потребностях, парламентарий способен вступить в соавторство в законопроектах со всеми депутатами и сенаторами. Так, депутат из фракции «Единая Россия» Антон Гетта вступил в парламентскую связь на этапе внесения законопроектов в Госдуму с более чем 380 депутатами, и это без учета соавторства в законопроектах с сенаторами. При этом самая крепкая связь у него образовалась с однопартийцем Сергеем Чижовым — 128 общих законопроектов. Именно Сергей Чижов является номером один в крепкой десятке Антона Гетты. С другой стороны, существуют 37 депутатов различных фракций, с которыми Антон Гетта только единожды выступил в качестве соавтора законопроектов, и можно сказать, что эти 37 депутатов — его самые слабые парламентские связи.
Законотворческие ожидания
Законотворческие ожидания показывают, сколько всего законопроектов было внесено на рассмотрение в Госдуму конкретным законодателем. Известно, что депутаты и сенаторы подготавливают и вносят на рассмотрение в Госдуму множество законопроектов, но только часть из них получает одобрение парламента, подписывается президентом и в итоге становится федеральным законом. Остальные законопроекты снимаются с рассмотрения и идут на доработку или же в утиль. Крепкие связи парламентария в формате законотворческих ожиданий — это те депутаты и сенаторы, с которыми он хотел бы формировать законодательство. Поэтому крепкие связи в формате законотворческих ожиданий не всегда оказываются эффективными и не всегда совпадают с крепкими связями формата законодательной реальности.
Законодательная реальность
Законодательная реальность показывает, сколько законопроектов с помощью парламентария стали федеральными законами. Те документы, которые остаются после того, как из числа законотворческих ожиданий отсекаются снятые с рассмотрения законопроекты. Крепкие связи парламентария в формате законодательной реальности – это те депутаты и сенаторы, с которыми он действительно формирует законодательство. Именно они могут считаться эффективными. Важно учитывать, что именно законодательная реальность демонстрирует лоббистскую эффективность парламентариев, и чем больше разрыв между ожиданиями и реальностью, тем слабее лоббистская эффективность депутата законодателя.
Лоббистская эффективность законодателя
Лоббистская эффективность законодателей рассматривается как способность депутатов и сенаторов к продвижению через парламент своих законодательных инициатив, хотя очевидно, что деятельность парламентариев не исчерпывается законотворчеством. Чем больше доля принятых законопроектов в числе рассмотренных законопроектов, тем выше лоббистская эффективность законодателя. Другими словами, если все или большая часть законопроектов, внесенных в Госдуму при участии парламентария, достигают своей цели — успешно проходят все этапы рассмотрения и утверждения, подписываются президентом и становятся законами, значит, законодатель обладает высокой лоббистской эффективностью. Подробнее о лоббистской эффективности большинства депутатов и сенаторов VII созыва Госдумы — на сайте издания в публикации «Рейтинг лоббистской эффективности законодателей 2019».
«Плодовитые» и «стопудовые» законодатели
Это группы эффективных депутатов и сенаторов Рейтинга лоббистской эффективности законодателей 2019.
«Плодовитый» парламентарий вносит на рассмотрение в Госдуму большое количество законопроектов и большую часть из них доводит до логического конца, а именно — документы с его участием подписываются президентом. Эта особенность указывает на то, что парламентарий обладает хорошим политическим чутьем, развитой способностью вступать в успешные коалиции, часто является лидером и располагается в центре принятия решений. «Стопудовый» парламентарий все или почти все свои законопроекты доводит до состояния федерального закона. Это указывает на абсолютную лоббистскую эффективность и является признаком того, что законодатель — политический локомотив. Действия такого парламентария политически выверены. Он обладает высокой компетентностью, волевыми качествами и неординарными лоббистскими способностями.
Критерии качества парламентских связей
Статус соавторов в управленческой иерархии федерального парламента. Например, законотворческое соавторство с председателем Госдумы или Совета Федерации можно рассматривать как сильную связь.
Положение депутата или сенатора в иерархии Рейтинга лоббистской эффективности 2019. Если парламентарий в соавторстве с депутатом или сенатором из группы «плодовитых» или «стопудовых», то такую связь можно рассматривать как сильную, так как «плодовитые» и «стопудовые» законодатели демонстрируют феноменальную лоббистскую эффективность, и это значит, что вероятность успешного продвижения законопроекта значительно повышается и коалиция с ними обречена на успех.
Число связей. Чем больше число, тем чаще парламентарий вступает в соавторство, тем крепче парламентская связь. Мы заведомо акцентировали внимание только на самом частом соавторстве, а значит, самых крепких связях. Редкое соавторство не представляет интереса, так как демонстрирует только случайные парламентские связи, не основанные на фундаментальных задачах.
Разнородность связей. Способность парламентария вступать в коалиции не только с однопартийцами, но и с представителями иных фракций, а также и с сенаторами значительно выделяет его на общем фоне законотворцев и усиливает качество его парламентских связей.
Частые основания для крепких связей
Принадлежность к одной фракции, к общему профильному комитету Госдумы или Совета Федерации, к общему региону РФ.
Тесные личные контакты, основанные на очевидной психологической или неочевидной материальной совместимости.
Стремление связаться с эффективными законодателями, обладающими высоким статусом и высокой лоббистской эффективностью, которое увеличивает вероятность трансформации законопроекта в федеральный закон.
Для чего все это!
Результаты исследования показывают стратегию законотворчества отдельного парламентария, целых фракций и сената как в формате «ожидания», так и в формате «реальности» и позволяет выделить эффективные коалиции депутатов и сенаторов, чтобы прогнозировать судьбу законопроекта, его вероятность стать федеральным законом, а значит, помогает определиться с предстоящим выбором достойных парламентариев для Госдумы VIII созыва.