Что такое на самом деле торговый центр, прекрасно представляют себе даже дети, в Новосибирске немало больших современных, сияющих зеркальными витринами ТЦ — с магазинами, фудкортами, кинотеатрами. Торговых центров, где вежливые сотрудники продают покупателям сертифицированные товары, принимают безналичный расчет и выдают чеки. А на Хилке дымят выхлопными газами десятки и сотни фур, ларьки отапливаются буржуйками, рядом периодически загорается и сутками смрадно чадит мусорный полигон, а в нескольких десятках метров от рядов овощей и фруктов на кладбище хоронят усопших.
При этом Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО письменно заявляет, что «данный аспект не является предметом компетенции Роспотребнадзора». Региональный Минпромторг сообщает, что со статусом у Хилка все нормально. Управление потребительского рынка мэрии Новосибирска не только разводит руками, но еще и усиливает ауру ярмарками прямо в жилых кварталах. Ну а руководитель департамента федерального Минпромторга Никита Кузнецов в ноябре прошлого года вообще заявил, что ТЦ «Хилокский» будет образцом при создании нового закона об оптовых рынках. Закон готовит рабочая группа, в которую наряду с федеральными чиновниками входит замдиректора ЗАО ТЦ «Хилокский» Алексей Александров.
Так что, по мнению власти, у Хилка все хорошо, это не бесконтрольно работающий рынок, а законопослушный торговый центр. «Да, по названию это ТЦ, но по функционалу — оптовый рынок» — так изящно сформулировал при своем посещении Новосибирска и Хилка чиновник Минторга РФ Никита Кузнецов. Ну а раз представитель ЗАО ТЦ «Хилокский» рука об руку с федеральными чиновниками разрабатывает закон, где Хилок взят за образец для всей страны, то разве могут чиновники местные посягнуть на такое высочайшее благословление? Если сверху утверждают, что Хилок — образец будущего, значит, так оно и есть. Эх, что бы вот федеральному Минторгу было бы так же не напутствовать шесть лет назад старшую сестру Хилка — Гусинобродскую барахолку. Глядишь, тогда бы Гусинку, язву Новосибирска, и не закрыли бы, а наоборот — тиражировали ее опыт на всю страну.
Итак, власти Хилок благословляют или хотя бы не замечают. Не видят, что на плодоовощном рынке напрочь отсутствует санитарная лаборатория по проверке качества и безопасности продаваемой продукции. Не замечают, что в коронавирусный локдаун все рынки и ТЦ Новосибирска были закрыты, а Хилок работал. И когда прошлым летом чад от горения глубинных слоев мусора Левобережного полигона накрывал рыночные овощи и фрукты, тоже работал. Не замечают, что рынок находится между свалкой и кладбищем. Что замеры воздуха и почвы в прилегающих к Хилку дворах домов показывают превышение содержания формальдегида в два раза, серы в 4,8 раза, свинца в 16 раз, олова в 160 раз. Такой вот гарнир к овощам и фруктам, которые с Хилка развозят по сотням магазинов и киосков Новосибирска.
{article type=»k2″ id=»45219″}[div class=»introduced»][link]
[title] [/link] [/div] {/article}
Чего еще не видят и не замечают из происходящего на Хилке и около него? Да всего. Тем более, про редкие проверки деятельности здесь почему-то становится известно заранее. И тут же сворачивается розничная торговля, наводится порядок, исчезают из дворов прилегающих домов свалки отходов. И вот идет себе очередной проверяющий — в последний раз это был глава департамента предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий Витухин — а вокруг просто-таки парадиз, даже дорожки свежим песочком присыпаны. И только жалующиеся жители прилегающих к рынку микрорайонов создают дискомфорт. «А вот тут, за забором, вообще незаконная скотобойня, животных режут на глазах у детей, собаки по территории останки растаскивают»! Ну а как не быть скотобойне, если тысячам торгующих на рынке требуется кормиться в привычных среднеазиатских кафе, шашлычных и лавках халяльного мяса? А за забор проверяющим никак нельзя, там же частная территория, к тому же чиновники — не местные дети, им на убийство животных за частным забором смотреть, у них же нервы …
Так что из всех властей видят Хилок в основном две структуры. Первая — полиция. Но по частным случаям. То массовую драку у рынка разогнать. То на перестрелку сюда выехать, то аресты лидеров криминальных группировок произвести. Ну, рейды по выявлению незаконных мигрантов, само собой. Кстати один из местных рекордов широко разошелся по новосибирской прессе: в «однушке» около рынка оказалось прописано аж 246 мигрантов. Но в целом полиция занимается рутинной текучкой.
А вот прокуратура Ленинского района занялась Хилком куда более предметно, невзирая на его «образцовый минпромторговский статус». И в марте прошлого года выявила существенные нарушения федерального законодательства.
Во-первых, как значится в материалах дела, ЗАО «ТЦ «Хилокский», имея вид разрешенного использования земельного участка — для организации торгового центра, фактически использует территорию для организации рынка. А в силу ч. 3 ст. 24 ФЗ №271 от 30.12.2006 использование на рынках временных сооружений запрещено. На Хилке же торговля ведется в основном из временных сооружений, с фур, да и прямо с асфальта. При этом даже отстаивание статуса торгового центра Хилку не помогает. Поскольку, что также есть в материалах дела, в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014 г., торговый центр — объект капитального строительства, в котором осуществляется деятельность по продаже товаров. То есть и ТЦ, и рынок, согласно федеральному законодательству, должны быть капитальными сооружениями, а не скопищем фур, лотков и ларьков.
Ну и во-вторых, прокуратура выявила, что в нарушение ст. 456 и 506 ГК РФ товары на Хилке реализуются оптом без оформления копий деклараций или сертификатов соответствия. И руководству рынка не стоит в данном случае кивать на продавцов. Поскольку п. 6.2.7 и п. 9.1. Правил оптовой торговли, утвержденных 01.12.2017 г., указывают на необходимость таковых документов. А п. 12 этих Правил устанавливает, что общий контроль за их соблюдением осуществляется администрацией ЗАО «ТЦ «Хилокский».
{article type=»k2″ id=»45643″}[div class=»introduced»][link]
[title] [/link] [/div] {/article}
Если бы прокуратура проверила еще и розничную торговлю на Хилке, то без труда выявила бы, что об онлайн-кассах здесь имеют весьма отдаленное представление и чеков в большинстве случаев от продавцов не дождаться. Нал, голимый нал выкачивается из Новосибирска в Среднюю Азию. Сколько денег уходит туда, точно подсчитать не может никто, ведь каналы эти децентрализованы. Как недавно сообщил сайту Infopro54 замдиректора ЗАО «ТЦ «Хилокский»Алексей Александров, это предприятие предоставляет работу более 3500 предпринимателям. Правда, по данным ФНС, в прошлом году на налоговом учете стояло всего 24 ИП и три юрлица, торгующих на Хилокском рынке. Стоят ли где-нибудь на учете и платят ли налоги все остальные? А реализуется через Хилок, по словам того же Алексея Александрова, 250 000 тонн плодовоовощной продукции в год. То есть, по самым скромным подсчетам, оттуда из Новосибирска уходит более миллиарда рублей в месяц. Ну а по нескромным… Авторы видео «Хилокский треугольник», выложенного на Youtube, утверждают, что в сезон оборот достигает трех миллиардов рублей.
Ну да бог с ними, с деньгами, уходящим в Среднюю Азию. Ведь это же не просто торговый бизнес за голимую наличку, а прямо-таки межгосударственное сотрудничество, в рамках которого приветствовать открытие торгового сезона на Хилок приезжают ответственные чиновники правительства Республики Узбекистан. О чем ЗАО «ТЦ «Хилокский» торжественно сообщает через СМИ. Правда, о том, что в рамках такого взаимодействия покупателям не выдается накладных и сертификатов на продукцию, в торжественных сообщениях как-то не упоминается.
Ну а местная власть… Если ей не интересна легализация денежного потока и уплата с него налогов, это ее дело. Хотя Ленинская прокуратура и сделала шаг в этом направлении, потребовав наладить на Хилке нормальный документооборот. И с этим в ЗАО «ТЦ «Хилокский», поднатужившись, может, и справились бы. Вот только стали бы после легализации на Хилке цены самыми низкими, как утверждает Алексей Александров, не только в Сибири, но и в России? И выдержал бы тогда Хилок, наследие 90-х, конкуренцию с современными рынками, уже построенными в Новосибирске?
Но гораздо серьезней для Хилка другая часть прокурорского представления — об устранении нарушений требований законодательства в сфере торговой деятельности, земельного законодательства №229ж-2020 от 30.03.2020 г. Потому как из представления следует, что для устранения нарушений необходимо снести лотки и ларьки, построить здание ТЦ или рынка, выгружать туда продукцию из фур и вести торговлю внутри. Это сотни миллионов капвложений. Это время на строительство, когда торговать будет невозможно. Это конкуренты, которые в отличие от Хилка, живущего по порядкам 90-х годов, вложились в цивилизованные современные условия торговли. То есть, если соблюдать законодательство, как того требует прокуратура и как это делают остальные, то вряд ли Хилок выживет.
А потому Хилок вступил с прокуратурой в судебные тяжбы. В апреле 2020-го ЗАО «ТЦ «Хилокский» подало на Ленинскую прокуратуру жалобу в прокуратуру г. Новосибирска, которая была оставлена без удовлетворения. В мае ЗАО «ТЦ «Хилокский» обратилось в Новосибирский областной арбитражный суд, требуя признать представление Ленинской прокуратуры недействительным. 14 ноября суд принял решение: в удовлетворении требований истца отказать, признав представление прокуратуры абсолютно законным. Проиграло ЗАО «ТЦ «Хилокский» и в апелляционной инстанции. Впереди инстанция последняя, кассационная. После отказа истцу в кассационной инстанции и неустранении нарушений Ленинская прокуратура намерена заканчивать судебные разбирательства. Да, жернова правосудия крутятся не быстро. Прошло больше года, а Хилок все еще торгует овощами и фруктами с асфальта между свалкой и кладбищем. Без накладных, сертификатов, лаборатории, капитального здания. Для него и в 2021-м не закончились 90-е.
Не закончились 90-е и для жителей прилегающих к рынку, мусорному полигону и кладбищу микрорайонов, превратившихся по сути в гетто. Засыпанное торговыми отбросами, задымленное выхлопами фур и пожарами полигонов. Место, где воздух и почва заражены вредными веществами с превышением предельной концентрации в разы и десятки раз. Территория, где уже мало слышен русский язык, где на каждое замечание следует ожидать агрессии и где мамы с колясками уходят из своих дворов гулять с детьми на аллеи соседнего кладбища. Потому что на кладбище, в отличие от своих дворов и рынка с его «3500 предпринимателей», мамам и детям как-то спокойней…
P. S. Редакция НДН.Инфо просит считать настоящую публикацию заявлением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и провести прокурорскую проверку по указанным в публикации фактам.