В России приступили к реализации программы по замене трудовых мигрантов на осужденных. Одним из первых объектов, куда направят трудовые силы заключенных, станет Байкало-Амурская магистраль.
До пандемии там работали приезжие из соседних стран. Из-за коронавируса многие рабочие не смогли вернуться в Россию. Кроме этого, увеличение масштаба работ дополнительно требует поиска трудовых ресурсов. Кроме БАМа в России много мест, куда служба исполнения наказаний сможет направить подневольную рабочую силу.
Рабочие зэки
Принудительные работы — это альтернатива лишению свободы. К ним приговаривают за нетяжкие преступления. Также право на работы можно заслужить примерным поведением во время отбывания реального срока лишения свободы.
Рабочие привлекаются исходя из имеющегося опыта, образования, пола, возраста, их трудоспособности, а также потребности предприятий. Они получают заработную плату, которая, в зависимости от решения суда, может пойти в счет штрафа или выплаты по гражданскому иску.
В Новосибирске работает исправительный центр при колонии №8 на улице Богдана Хмельницкого. Там отбывают наказание осужденные к принудительным работам. Условия содержания в центре более мягкие, чем в колонии, и есть возможность видеться с семьей.
Там же есть места для проживания, столовая, кухня, душевая, территория для прогулок. Прибытие заключенных и отбытие отслеживается по системе учета с использованием биометрических данных.
По последним данным, в Новосибирской области к принудительным работам приговорены 308 человек. Они работают на заводе железобетонных изделий ЗЖБИ-4, в подведомственных УФСИН учреждениях, а также дворниками в МКУ «Дзержинка», которая отвечает за чистоту улиц, парков и скверов Дзержинского района.
Заработная плата может быть различной, но в среднем составляет 20–24 тысячи рублей в месяц, уточнил НДН.инфо старший инспектор пресс-службы УФСИН по Новосибирской области Олег Огуля. По его словам, 37 осужденных живут дома и каждый день ходят на работу. Такое право они заслужили хорошим поведением и отбыванием третьей части срока.
«Были случаи, когда осужденные после отбытия наказания продолжили свою трудовую деятельность в той организации, в которую они были трудоустроены администрацией исправительного центра», — сообщил Огуля.
Практика привлечения осужденных к принудительным работам в регионе набирает обороты. Так, в 2017-м году трудовыми зеками числились всего 33 человека, а в 2020-м уже 535.
Опять ГУЛАГ?
Привлечение заключенных на стройку городов и крупных объектов — было распространенной практикой в СССР. Новосибирская область не была исключением.
Заводы, Комсомольский мост через Обь, гостиница на Вокзальной магистрали, ДК им. Горького, дома на улице Богдана Хмельницкого и проспекте Дзержинского строились с привлечением сил осужденных, рассказал НДН.инфо историк Константин Голодяев.
Также был особый контингент, который проходил по лёгким статьям.
«В советское время их называли химиками. Они работали на тяжёлых и вредных производствах — металлургическом заводе, Сибсельмаше, и получали за это зарплату. Жили при этом не в колониях, а общежитиях», — сообщил собеседник.
Единственным объектом, куда запрещено было привлекать зэков, была ГЭС. Строительством стратегически важного объекта занимались военные.
«Трудотерапия» применялась и к осужденным по административной статье. В архив советской кинохроники сохранились кадры, как группа новосибирцев заслушала приговор и отправилась чистить улицы от снега.
После анонсирования современной трудовой программы для заключенных СМИ сразу же вспомнили о ГУЛАГе, узники которого, в том числе, строили БАМ. Представители ФСИН уверяют, что современные трудовые лагеря не будут иметь ничего общего с советской исправительной системой.
«Это будут абсолютно новые достойные условия, потому что этот человек уже будет трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, при желании с семьей, получать достойную зарплату», — заявлял директора ФСИН Александр Калашников.