Ольга Незамаева: Действующая в Новосибирске система социальной поддержки была создана 29 лет назад. В самом начале это был оперативный штаб помощи людям, почти как в военное время. Тяжелая была эпоха. Со временем система была выстроена и считается одной из наиболее эффективных. У нас работает восемь закрепленных за территориями комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН), четыре учреждения, которые занимаются помощью детям, и три учреждения помощи пожилым людям. Мы создали единую городскую справочную и волонтерскую службы, доказавшие свою результативность в пандемию.
Но жизнь не стоит на месте, и мы давно задумывались о том, чтобы сделать систему более современной, прежде всего в плане внедрения информационных технологий. А потом грянул ковид. И во многом благодаря нашим наработкам без всякой поддержки извне мы запустили колл-центр, ставший ядром уже стартовавшего процесса информатизации. Теперь пришла пора реорганизовать и систему управления.
Мы хотим привести все наши центры в отвечающий современным требованиям вид, приблизить их к людям, увеличив количество офисов в зависимости от потребностей на той или иной территории. Чтобы они работали как аптеки у дома. Работали по системе одного окна, как МФЦ.
НДН.инфо: Много ли таких центров требуется?
Ольга Незамаева: Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо проанализировать наш кадровый потенциал. К тому же мы понимаем, что если сами не начнем меняться, нас заставят это сделать. И сближающимися курсами идем с требованием Совета депутатов об административной реформе. Иначе нам все время придется отвечать на вопросы: а зачем вы нужны, что вы делаете… Мало кто замечает тяжелый труд служб социальной поддержки, пока сам не сталкивается с бедой. И здесь также необходимо внести ясность — посмотреть реальное количество оказываемых услуг, оцифровать масштабы работ.
Владимир Машанов: Необходимость перемен стала очевидна в год ковида, когда требовалось оперативно создавать обсерваторы, перестраивать, масштабировать систему городской справочной службы, реализовывать федеральный проект по системе долговременного ухода.
Мы увидели, что восемь самостоятельных организаций (КЦСОН) имеют разные компетенции руководителей, разный стиль управления и самое главное — исторически сложившуюся разную методологию выполнения работ и услуг. Пришло понимание, что нужно создать единый стандарт, единую точку входа, для того чтобы развиваться дальше.
НДН.инфо: Было объявлено о том, что вместо 14 центров социальной помощи останется три.
Ольга Незамаева: В каждом из наших центров есть люди, которые непосредственно оказывают социальную помощь, и есть административно-управленческий аппарат в виде директора, заместителя директора по разным направлениям или по районам, бухгалтерия, юрист и т. д. Мы решили объединить центры помощи детям, пожилым и КЦСОН в три учреждения по каждому из профилей. По сути, это будет передача каждого из направлений своей управляющей компании, хотя в госноменклатуре такого понятия нет.
Будет один единый комплексный центр социального обслуживания населения с филиалами по районам, коих, как и теперь, будет восемь. Их вознаграждение будет зависеть от количества и объема оказываемых услуг. И уже сейчас мы видим наши возможности сэкономить.
Владимир Машанов: Если реализовать всю административно-кадровую реформу до конца года, то следующий год позволит, по нашему мнению, сэкономить 90 млн рублей.
Ольга Незамаева: Важно, что экономия складывается из повышения эффективности, а не только из-за изменений в штатном расписании. У нас нет задачи уменьшить заработную плату. Наоборот, мы хотим дать людям возможность получать более высокую оплату труда, но она должна быть посчитана. Мы должны ее выдавать за выполненный и четко посчитанный объем оказываемых услуг.
Мы хотим, чтобы руководители учреждений и сами учреждения занимались непосредственно тем, чем они должны заниматься — оказанием социальных услуг населению. Повышением своего профессионального уровня. У нас будет создан собственный отдел контроля качества оказания услуг и, я надеюсь, собственный кадровый центр. Людей надо отбирать, людей надо готовить, людям надо регулярно повышать квалификацию.
Владимир Машанов: Сам подход не нов. По такому же принципу в свое время проходило объединение муниципальных аптек. То есть аптеки выполняют свою основную функцию — обеспечивают продажу препаратов. А бизнесом занимается уже единый административный орган.
Возьмем для примера закупщиков. Закон требует иметь определенное количество специалистов-закупщиков для каждого юрлица, коим сейчас выступает каждый КЦСОН. Но закупок немного, и они типовые. Теперь они объединяются в единый центр, и сил трех закупщиков в центре хватит для того, чтобы обслужить все КЦСОН. Также строится и вся остальная схема с финансовой, кадровой, хозяйственной, технической и юридической службами.
НДН.инфо: То есть именно в этих сферах ожидаются сокращения?
Владимир Машанов: При этом речь идет о сокращении вакансий, штатных единиц. Не всегда это будут непосредственно сотрудники. И уж тем более речи не идет о сокращении соцработников. Уже 13 из 14 штатных расписаний с директорами наших центров согласованы. У руководителей и сотрудников есть понимание, что это нормально.
НДН.инфо: Директора останутся?
Владимир Машанов: Здесь мы ничего не меняем. Юридически директор комплексного центра как юрлица становится директором филиала. Его функции не меняются. Нам важно не нарушить связи на местах — с администрацией, с общественными организациями и т. д. Мы должны избавить центры от несвойственных им административных функций. Для того чтобы максимально их время, ресурсы, компетенции направить на оказание социальных услуг.
В результате наших усилий все наши проекты будут объединены в экосистему, в которой мы каждого будем знать и понимать — кто и в чем нуждается. А значит — сможем показать государству реальный масштаб требуемой адресной социальной помощи. Дальше уже решать тем, кто распределяет бюджетные деньги.