Парк «Березовая роща» в таком статусе существует всего 58 лет. До этого, с 1911 года, на его месте располагалось городское кладбище. Называлось оно «Новым». В этом месте хоронили всех, территорию поделили на зоны, где нашли покой умершие православные, лютеране, иудеи, а также солдаты, погибшие от ран в госпиталях Новосибирска. Была еще одна зона — «заразная», где хоронили умерших от различных заболеваний и куда взрослые строго-настрого запрещали ходить своим любопытным детям.
«Не обошел рощу и большой террор. Дальний ее угол в период 20-х — 30-х годов служил местом приведения в исполнение смертных приговоров, вынесенных кулакам и прочим врагам Советской власти. Здесь же их предавали земле. Место этих захоронений до сих пор не определено», — рассказывает известный новосибирский краевед Константин Голодяев.
В 1963 году кладбище сравняли с землей. Новосибирцам предлагали перезахоронить своих предков, но сделали это немногие. И парк начали возводить прямо на костях. Обломки памятников, могильные кресты на месте парка впоследствии находили еще долгие годы. Так и укрепилось в сознании людей, что Березовая роща — жуткое место, где живут неупокоенные души.
Новосибирцы порой рассказывают, что видят в парке светящиеся очертания людей, слышат странные голоса и разговоры. В ходу история о молодой девушке, которая привела духа из парка к себе домой, а после в квартире стали происходить паранормальные явления: она слышала в пустой квартире шаги и стоны, а ее собака начала странно себя вести, животное скулило и пряталось. По одной из версий девушка в итоге сошла с ума, по другой — дух оставил ее в покое, и все стало как прежде, но больше в парк она не ходила.
На первый взгляд «Березовая роща» — вполне обычный парк: множество дорожек, тропинок и различных развлекательных зон. Тут же аттракционы, чуть подальше спортивная площадка, фонтан, концертная сцена и т. д. Днем в «Березовой роще» многолюдно, всюду бурлит жизнь — гуляют семьи, парочки, бегают и кричат дети, играет музыка. А ночью парк совершенно меняет свой облик.
«Раньше я гулял в этом парке с сыном, пока не узнал, что тут было кладбище. Больше не хочется туда заходить. Неправильно все это», — рассказывает водитель такси Владимир во время поездки до парка, на часах полпервого ночи.
На входе в парк красуется большая надпись «Березовая роща», оставшаяся еще с советских времен, впереди выстилается асфальтовая дорога, тускло подсвеченная гирляндой и редкими фонарными столбами. На первый взгляд ничего необычного или пугающего нет. Разве что ночью создается впечатление, что парк застывает. Еще буквально несколько часов назад шумевшие аттракционы в лунном свете отдают суровой монументальностью, а их статичные тени на земле собираются в жутковатые узоры.
Пугающе выглядят фигуры героев из известных мультфильмов, их улыбки, застывшие в темноте, уже совершенно не кажутся доброжелательными, да и в целом напоминают картину из фильма ужасов. Возможно, поэтому в зоне аттракционов нет ни души.
На главной дороге, «Цветочной аллее», встречаются редкие прохожие, в основном влюбленные парочки и загулявшиеся собачники, а на краю, недалеко от центральной площади, стоит ларек с кофе, ночью его окна отдают ярко алым, кровавым цветом.
Тусклый синеватый свет фонарных столбов едва позволяет разглядеть очертания силуэтов мимо идущих людей, но, тем не менее, он как будто сдерживает весь мрак в центре парка, выступает в роли своеобразного светового забора — центр «Березовой рощи» с узкими тропинками совершенно не подсвечен, и остается только гадать, что же там в темноте.
А в темноте ничего — ни призраков, ни каких-либо напоминаний о когда-то существовавшем кладбище. Разве что воображение начинает играть с сознанием, все же — кругом темнота. Уловимы только звуки, которые во мраке порой кажутся предвестниками беды.
Недалеко от спортплощадки, на обочине аллеи, в глаза бросился детский розовый самокат. Но ни детей, ни взрослых поблизости не было. «Как можно было забыть самокат посреди парка?» — промелькнула мысль в голове. Он стоял прям под фонарем и был виден за десятки метров.
Спортивная аллея парка, подсвечивалась хуже других главных дорог «Березовой рощи». Прогуливаться по ней ночью, правда, жутковато, в темноте можно услышать шорох и довольно сильно испугаться, но если преодолеть страх и дать любопытству волю, то станет понятно, что на огороженной территории пони-ранчо не спится его обитателям. Как оказалось, они любят поздний ужин.
Прогулка по ночному парку заняла несколько часов, но неупокоенных духов, приведений и прочей нечестии встретить так и не удалось. Действительно, «Березовая роща» отличается от других парков Новосибирска своим мрачным ночным видом, но, скорее всего, такое впечатление создается его сравнительной удаленностью и обособленностью от текучей городской жизни.
С другой стороны, свою роль в мистификации места сыграло его недавнее кладбищенское прошлое. Не всем новосибирцам перемены пришлись по душе. Многие сочли парк неуважением к прошлому и кощунством, недаром во время реконструкции парка в 2009 году весь строительный забор был усеян надписями, одна из которых гласила: «Простите нас, усопшие, что не защитили».
Справедливости ради стоит сказать, что «Березовая роща» не единственный в Новосибирске парк, построенный на «костях», правда, об этом многие новосибирцы уже забыли, а кто-то и вовсе не знал.