— Сейчас появилась новая вакцина «Спутник Лайт». Для кого она?
М. С.: Это препарат более простого применения, а на самом деле — просто первый компонент «Спутника V». И подходит для ревакцинации привитых больше полугода назад, а также переболевших. Это очень хороший вариант. Второй укол «Спутника V» специально сделан немного иным, и для первичной иммунизации он более эффективен.
— Не очень ясна позиция с ревакцинацией. Была информация, что, если привился «Спутником V», ревакцинироваться им же уже нельзя. Какие сегодня данные по этому вопросу?
М. С.: Да, поначалу было такое опасение, но время показало, что ревакцинация «Спутником V» и другими аденовирусными вакцинами дает нужный эффект.
А. Г.: Самые свежие методические рекомендации, утвержденные Минздравом, говорят, что любой препарат, зарегистрированный в России, можно использовать для ревакцинации. Если была негативная реакция на введение любой из трех вакцин — можно смело, не боясь, рекомендовать введение другого препарата.
— Как часто нужно ревакцинироваться?
М. С.: Пока еще нельзя четко ответить на этот вопрос, поскольку с начала вакцинации прошло совсем немного времени. Мы видим, что через полгода вероятность заболеть повышается, поэтому сейчас есть рекомендации проводить ревакцинацию через шесть—девять месяцев, чтобы простимулировать свой иммунитет и увеличить степень защиты. А дальше уже нужно будет смотреть. Возможно, срок между прививками будет увеличен.
Замдиректора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов
— Нужно ли перед вакцинацией и ревакцинацией отслеживать свои антитела?
А. Г.: Определение антител может иметь некое эпидемиологическое значение для врачей-эпидемиологов, которые строят оценочные прогнозы. И говоря об общих антителах, мы не говорим о вирус-нейтрализующих антителах, которые являются неким гарантом защиты при встрече с вирусом. А общие антитела могут колебаться и подниматься, например при встрече с другим вирусом. ВОЗ недавно заявила, что определение антител ни до, ни после вакцинации не требуется — потому что, по сути, они не дают никакого ответа.
— Нередко можно услышать, что врачи дают ложные медотводы, в том числе пожилым, людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями и с сахарным диабетом. Насколько это обосновано?
А. Г.: Если у вас стабильное артериальное давление, стабильны сахар и гормоны щитовидной железы, то вы можете вакцинироваться так же, как лица, не имеющие этих проблем. Но нужно помнить, что коронавирус способен не только вызывать хронические заболевания, но и обострять их. У кого-то это — сердце, у кого-то — почки, мозг… И для того чтобы не нарушить хрупкое равновесие здоровья, которое вы получили на фоне ремиссии — как раз нужно идти и вакцинироваться. В ситуации, если мы не добиваемся ремиссии хронического заболевания, может быть проведен медотвод.
М. С.: Перечисленные хронические заболевания — это не повод для медотвода, наоборот — повод привиться. Иначе человек может погибнуть или получить такие осложнения, с которыми придется бороться всю жизнь.
— Нужно ли как-то специально готовиться к вакцинации?
А. Г.: Готовиться к вакцинации не нужно, если у вас нет никаких больших проблем со здоровьем. Должно быть только решение пойти и защититься от этой инфекции. Если у человека есть хронические заболевания — мы продолжаем ту же терапию, которая была до вакцинации. При появлении гриппоподобного синдрома используется обычные жаропонижающие и противовоспалительные препараты — парацетамол и ибупрофен. Аспирин не совсем желателен в этой ситуации. К сожалению, нередко попадаются советы о том, что нужно разжижать кровь. В рекомендациях Минздрава этого нет. Единственное ограничение: три дня до вакцинации и три дня после нее рекомендуется не употреблять алкоголь.
— Те, кто переболел коронавирусом в легкой и средней форме, могут в последствии заболеть в тяжелой форме?
А. Г.: Еще летом прошлого года вне подъема заболеваемости был установлен удивительный и очень важный факт: у 18 процентов лиц, перенесших бессимптомную и легкую форму заболевания, антитела не вырабатываются вовсе. В этой ситуации при встрече с новыми штаммами может возникать такой же инфекционный процесс. Поэтому и говорят, что для таких лиц вакцинация должна проводиться в первую очередь. И наоборот, замечено, что антител больше при среднетяжелой и тяжелой форме заболевания. Но скажите: кто бы хотел пройти через тяжелую форму заболевания, через реанимацию интенсивной терапии? К сожалению, здесь работает классическая русская рулетка. Вакцинация — оптимальный вариант для выработки антител, которые понадобятся при встрече с инфекцией.
Не играйте с вирусом в рулетку: специалисты о дельте и третьей волне COVID-19
Елена Соколова
(ИА «Столица»)