При этом симптомы — типичные для пищевых отравлений и целого ряда желудочно-кишечных заболеваний: диарея, рвота и боли в животе. И если отнестись к этому, как многие относятся к обычному пищевому расстройству («само пройдет») — последствия могут быть довольно тяжелыми. О том, возникает и как проявляется кишечная форма ковида, чем опасен COVID-19 для ЖКТ, как поступить, если появились тревожные симптомы, и что делать, если диагноз подтвердился, рассказывает врач-гастроэнтеролог, член Российской гастроэнтерологической ассоциации кандидат медицинских наук Марат Зиннатуллин.
— Марат Радикович, поясните: как вирус выбирает, куда ему пойти — в легкие или в желудочно-кишечный тракт?
— Дело в том, что вирус один, но пути проникновения могут быть разными. Попадая в организм, вирусу важно встретиться с определенными рецепторами, которые расположены в дыхательной системе и в ЖКТ. Вирусу без разницы, где встречаться с рецепторами — главное, чтобы они были. Поэтому он проникает в организм и поражает, с одной стороны — легкие, а с другой — ЖКТ. Те места, где находятся эти рецепторы.
— Может ли вирус поразить и то, и другое одновременно?
— В общем-то — да. Все зависит от исходного состояния пациента, поэтому и болеют люди по-разному: у одних болезнь протекает в легкой форме, у других — в тяжелой. И если на момент заражения вирусом у человека уже имеются определенные заболевания ЖКТ, то понятно, что риск поражения именно ЖКТ у него намного выше. Да и сама болезнь у таких людей будет протекать тяжелее.
— Какие симптомы выдают «кишечный» вирус? Как его распознать?
— Сделать это невозможно, потому что симптомы неспецифичны: это могут быть боли в животе, диарея, рвота. Нет таких симптомов, которые характерны только для коронавирусной инфекции. Ведь за подобными состояниями могут скрываться и банальное обострение гастрита, и проблемы с печенью… Человек будет думать, что у него обострилось заболевание, а на самом деле его организм встретился с вирусом.
— То есть, у заболевшего даже температура может оставаться в норме?
— Температура совсем необязательна! И коронавирус может себя проявлять только диареей и болями, без каких-либо других признаков заболевания.
— Иначе говоря, человек может ходить на работу, не подозревая о том, что болеет коронавирусом? Стоит ли тогда при вышеописанных симптомах в период пандемии показываться врачу?
— К врачу сходить можно, но даже он не сможет подтвердить или опровергнуть наличие коронавируса без специального обследования.
— То есть, лучше перестраховаться и сдать кровь на антитела?
— Да, провести ПЦР-диагностику (мазок) и сдать анализ крови. Это было рекомендовано делать и раньше, просто до последнего времени информации о том, что коронавирус поражает ЖКТ, было мало. А сейчас можно видеть, что вирус не только присутствует в организме, но и начинает повреждать печеночную клетку, и тогда у пациента могут повышаться некоторые печеночные показатели.
— Если человек перенес «кишечный» коронавирус — как быстро происходит восстановление и какие анализы нужно контролировать?
— К сожалению, пока у нас не так много информации на этот счет, но уже понятно, что восстановление бывает достаточно длительным. Последствия в виде нарушения стула, длительных болей, дискомфорта могут проявляться по-разному. У одних они протекают достаточно быстро и легко, а восстановление занимает считанные недели. Но бывают сложные ситуации, когда ЖКТ приходится восстанавливать очень долго — до полугода. Сейчас ученые на основании накопленной информации в состоянии сделать важные выводы о новой инфекции. Один из них заключается в том, что коронавирус имеет волновое течение: после острой фазы болезни наступает мнимый период благополучия, а потом снова идет ухудшение. И так болезнь может напоминать о себе еще достаточно долгое время. Появились данные, что коронавирус может присутствовать в ЖКТ до полугода.
— Насколько губителен COVID-19 для желудочно-кишечного тракта?
— Некоторые ситуации проходят для пациентов практически незаметно, но бывают случаи, когда необходимо серьезное лечение. Ведь ЖКТ зачастую страдает не только из-за самого коронавируса, но и опосредованно. Если человеку становится хуже по легочной системе — ему могут назначать серьезные препараты, в том числе антибиотики, предотвращающие развитие бактериальной инфекции. И тогда ЖКТ испытывает на себе двойной удар: вирус сам по себе повреждает слизистую и микрофлору кишечника, да плюс еще на нее воздействуют антибиотики. Страдает также печень, поскольку именно на нее падает самая большая нагрузка. Это может привести к лекарственному гепатиту, и к формированию печеночной недостаточности — когда изменения в печени настолько серьезны, что она уже не может справляться со своими функциями. В таких случаях прогнозы в плане жизни и здоровья сильно ухудшаются.
— У кого ЖКТ страдает чаще?
— Чем старше пациент, тем больше у него сопутствующий патологии. Если у человека изначально уже имеются проблемы с ЖКТ, то повреждений, нанесенных коронавирусом, будет больше.
— Что должен знать человек с проблемами ЖКТ в период пандемии? Можно ли каким-то образом себя обезопасить?
— Я бы не стал рекомендовать прием препаратов в профилактических целях, поскольку лекарственную терапию должен назначать лечащий врач. Существует группа препаратов, обладающих способностью устранять, уменьшать и даже профилактировать повреждения печени. Они исследованы и рекомендованы как международными организациями, так и нашим «Российским обществом по изучению печени».
Работы проводились на базе Первого Московского государственного университета им. И. М. Сеченова и подтвердили эффективность некоторых гепатопротекторов в восстановлении печени после поражения вирусом и в ходе лечения, когда печень повреждается из-за лекарственной терапии. Что касается ЖКТ, то есть данные о том, что коронавирус может повреждать микрофлору кишечника, поэтому с целью профилактики и лечения можно рекомендовать прием некоторых лекарственных препаратов, а также БАДов содержащих лакто- и бифидобактерии — то есть, пробиотиков.
Существует огромное количество пробиотиков, которые рекомендованы в комплексном лечении при назначении антибиотиков для предотвращения расстройств ЖКТ, но они же могут применяться и профилактически у пациентов, не испытывающих никаких симптомов. При более серьезных повреждениях с целью восстановления слизистой ЖКТ в ход идет более «тяжелая артиллерия», обладающая способностью восстанавливать слизистую на всем протяжении ЖКТ. Но, повторюсь, такие препараты должны назначаться только врачом.
— Беда в том, что сейчас, во время подъема заболеваемости, в поликлинику ходить и боязно, и опасно. Как тогда быть — в том числе тем, кто страдает хроническими заболеваниями ЖКТ?
— Действительно, сейчас не рекомендуется без особых причин ходить в поликлинику из-за опасности заражения COVID-19. Здесь все зависит от состояния пациента, от того, как он себя чувствует. Периодически можно делать общий и биохимический анализ и смотреть, какие происходят изменения. Что касается пациентов с заболеваниями ЖКТ, то, как правило, они и сами уже знают, какие анализы им необходимо сдавать при обострении того или иного хронического заболевания. Если имеет место заболевание печени, то есть печеночные пробы, которые отображают состояние этого органа.
И если они будут выше нормы, то это уже повод для непосредственного обращения к врачу. А вот плановые обследования можно отложить, чтобы поход в поликлинику или другое медицинское учреждение, где сосредоточены пациенты с коронавирусной инфекцией, не обернулся заражением.
С другой стороны, сейчас медицинские учреждения научились так организовывать работу, что риски заразиться там гораздо ниже, чем в метро или в магазине: соблюдается масочный режим, на входе проверяется температура. Поэтому сейчас пациенты уже достаточно смело ходят на прием к врачам разных специальностей. И если вы чувствуете, что здоровье подводит — в поликлинику лучше все же сходить, соблюдая при этом все меры предосторожности.
Елена Соколова, фото из личного архива Марата Зиннатуллина
(ИА «Столица»)