Историк и руководитель новосибирского колледжа Сергей Чернышов еще в начале июня на личной странице в Facebook высказал мнение о возможном переименовании площади Свердлова в площадь Александра Невского. Будучи специалистом, новосибирец охарактеризовал персоналии и дал краткую оценку их деятельности. В результате спустя два месяца ему позвонил следователь по особо важным делам и вызвал на беседу в Следственный комитет.
«Удивительно, что академический спор о роли Александра Невского в нашей истории вылился за рамки научных статей и публицистики и теперь обсуждается в Следственном комитете. То, о чем я пишу на своей странице, и то, что мы обсуждаем в комментариях, давно известные факты — и сотрудничество Невского с Золотой Ордой, и противоречивые сведения о Ледовом побоище», — рассказывает Сергей Чернышов корреспонденту НДН.инфо.
Новосибирец уточняет, что к историческим событиям можно относиться по-разному, но оценкам место в академических дискуссиях, научных журналах, YouTube, где угодно, но только не в Следственном комитете.
«Раньше я шутил — как здорово, что я не занимаюсь событиями Великой Отечественной войны, не анализирую одиозные персоны Сталина, Власова, а как историк занимаюсь XVI-XVII веками. Это же никого не интересует. Но ошибся. Нынешние активисты обижаются на тему XIII века и, видимо, скоро начнут обижаться на тему первобытнообщинного строя, Железного и Бронзового века, динозавров…» — резюмирует историк.
В заключение Сергей Чернышов сетует, что сегодня историки «как мышки в лабиринте, которых бьют током без правил и объяснений». До сих пор непонятно, почему одни исторические фигуры вызывают резонанс вплоть до проверки Следственного комитета, а другие нет.
Оскорбление, неуважение и реабилитация нацизма
Ранее по аналогичной статье была организована проверка в отношении краеведа Андрея Позднякова. Сибиряк по просьбе написал колонку в СМИ, посвященную празднованию Дня Победы, но некоторые усмотрели в ней оскорбление и неуважение к ветеранам и написали донос в СК.
Материал носил название «Российское «Можем повторить» — это ужасно: жесткая колонка о том, как Великую Победу превратили в шоу». Спустя несколько дней после его опубликования краеведу также позвонил следователь по особо важным делам и сообщил, что в отношении него начата доследственная проверка за реабилитацию нацизма.
К счастью, лингвистическая, назначенная самим СК, экспертиза не нашла в статье состава преступления. Хотя, по словам Андрея Позднякова, изначально вменяли несколько эпизодов: оскорбление, неуважение, оправдание, реабилитация нацизма.
«Как я все это оцениваю? — Двояко. Первое — очень удивительно, что люди строчат доносы в правоохранительные органы, хотя это всего лишь мнение. И, как признает экспертиза, не содержит состава преступления. Второе — эти законы имеют широкое трактование, их можно повернуть в любую сторону. И самое главное, мой материал публицистический, а Сергей по образованию историк. Чем ему заниматься, если не интерпретировать историю, не давать ей оценок, не высказывать какие-то факты?» — делится Андрей Поздняков.
Нужно встречно атаковать
Как утверждают в один голос юристы и адвокаты — статья, по которой начата проверка, сильно расплывчата в своих определениях. В подобных ситуациях нет однозначных действий, но в любом случае, не следует сидеть и ждать, пока следствие само разберется.
«К сожалению, в подобных ситуациях всегда найдется обиженный и оскорбленный. Нет уникального совета, который помог бы этих ситуаций избежать. Можно вот вспомнить нашего депутата Госдумы, который ходил с портретом Николая II, и попробуйте ему сказать, что императора кличут «кровавым» — оскорбите. Но а если серьезно, то оскорбление — это унижение чести и достоинства, а оскорбился ли Александр Невский, сейчас трудно доказать», — комментирует новосибирский адвокат Сергей Николаев.
Специалист советует историку действовать — подавать встречное заявление. Так как подобный инцидент можно расценивать как воспрепятствование профессиональной деятельности.
«Я расцениваю это как дешевый пиар и попытку запугать специалиста, ученого. Советую занимать активную наступательную позицию и обращаться самому в правоохранительные органы с заявлением», — подытоживает адвокат.
Защита историка заявляет, что нормы закона статьи 354.1 УК РФ носят оценочный характер и доказать что-то можно только экспертным путем — есть ли основания для уголовного преследования или нет.
«Грустно, что по заявлению некоторых граждан правоохранительные органы вынуждены заниматься проверкой постов. Мне кажется, что им и без этого есть чем заняться. Сейчас идет экспертиза, в случае возбуждения уголовного дела будем оспаривать решение. По нашему мнению, там нет состава преступления, так как эти точки зрения высказывались в исследованиях не одним лицом», — сообщила адвокат Ирина Гребнева.